Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»
города Магнитогорска
Выступление
на методическом объединении воспитателей
«Развитие ученического самоуправления в классе»
Составила: воспитатель МОУ «СШИ №2»
Шапочникова Наталья Александровна
2023 г.
Самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Для достижения поставленной цели, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:
Задачи:
1. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
2. Развитие социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
3. Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
4. Воспитание достойных творческих лидеров.
Орган ученического самоуправления в процессе своей деятельности руководствуется следующими принципами:
Принцип равноправия и выборности
Все участники ученического самоуправления имеют равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе. Орган самоуправления приобретает свои полномочия в результате выборов
Принцип совета и согласия
Следует непременно посоветоваться, выслушать мнение каждого и принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления.
Принцип открытости и гласности
Работа органов самоуправления является открытой для каждого члена коллектива, который может своевременно получить полную, оперативную и достоверную информацию о работе органов самоуправления.
Принцип законности
Орган самоуправления в процессе своей деятельности следует положениям Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка и других государственных правовых актов, Устава школы и ее локальных нормативных документов.
Принцип критики и самокритики
Каждый субъект органа самоуправления может свободно высказывать замечания, не допуская при этом унижения достоинства других людей.
Принцип распределения полномочий
Властные полномочия и ответственность чётко распределяются между всеми субъектами органа самоуправления и их руководителями.
Принцип свободы и самодеятельности
Каждый член органа самоуправления свободно выбирает формы и методы для реализации какого-либо коллегиально разработанного решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность, самодеятельность.
Принцип отчетности
Все избранные органы ученического самоуправления и их члены регулярно отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и её результатах.
Принцип гуманности
Органы ученического самоуправления действуют на основе нравственных ценностей, принимают и реализуют решения, исходя из интересов учеников. Принимаемые меры ответственности и наказания гуманны и не унижают достоинство обучающихся.
Самоуправление в классе формируется путём функционирования микроколлективов - секторов. Именно они являются постоянным движущим рабочим коллективом.
Структура ученического самоуправления
Классный руководитель, воспитатель
Актив класса
Командир
Заместитель командира
Ответственные за сектора
Сектора и их функции
Учебный сектор
помощь в учении;
участие в организации и проведении предметных олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам.
Трудовой сектор
участие в организации трудового воспитания ;
участие в профориентационной работе;
развитие самообслуживания;
бережное отношение к общественной собственности;
выполнение правил внутреннего трудового распорядка;
благоустройство школьной территории.
Досуговый сектор
подготовка и проведение КТД;
проведение совместных с общественностью мероприятий;
организация концертов, культурных программ, шоу-программ, дискотек
Спортивный сектор
проведение спортивных мероприятий на уровне школы;
участие в спортивных мероприятиях города и района.
Пресс-центр
получение и обмен информацией с помощью компьютерных сетей;
информирование коллектива по различным вопросам деятельности;
подготовка статей для школьной газеты и сайта.
Лечебный сектор
информирование обучающихся о новых назначениях лечения;
напоминание о ежедневном прохождении лечения;
отчет о прохождении лечения.
Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание-собрание всех обучающихся класса, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. В классе ученическое самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни класса, в которой каждый воспитанник может определить свое место и реализовать свои способности и возможности, которые предусматривают:
вовлечение всех обучающихся класса в управление школьными делами,
создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющихся правами и обязанностями,
формирование у воспитанников отношений взаимозависимости и организаторских качеств,
приобщение ученического коллектива и каждого воспитанника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Ежегодно в начале учебного года, путем анализа анкет обучающихся, определяется командир класса и состав секторов, затем на совете секторов выбираются ответственные за сектора, оговариваются обязанности каждого участника.
Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;
выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
дежурство по классу и по школе и т.д.;
Такая организация деятельности положительно решает вопросы демократизации и гуманизации воспитания, дает новые подходы к самому процессу воспитания, когда ученик постепенно превращается в полноправного партнера классного руководителя и воспитателя по совместной работе, воспитание же становится процессом совместной жизнедеятельности. Педагоги стараются оказать помощь членам классного самоуправления в реализации своих возможностей.
Участие ребят в подборе материалов для праздников, в распределении заданий и контроль за их исполнением имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция.
Совместная воспитательная работа классного руководителя, воспитателя и самоуправления класса должна строиться по отчетным периодам (1 период – четверть). Каждый период начинается с коллективного планирования. Класс получает задание – подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в этот период. После коллективного обсуждения предложения от секторов выносятся на Совет. Сектор строит свою работу по четкому алгоритму, соответствующему следующим стадиям: планирование, подготовка, проведение дела, подведение итогов.
В конце каждого периода (четверти) лидеры секторов отчитываются о проделанной работе, составляют планы на следующий период. Самое важное в коллективном планировании - развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Члены самоуправления учатся сами планировать свою деятельность и жить с пользой и радостью. Каждое проведенное дело обсуждается в классе: Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше? Что надо успеть на будущее?
С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное. Лучшей формой привлечения членов самоуправления к такой творческой деятельности стали следующие мероприятия: праздники «День Матери», «Мы мальчишек поздравляем!», «Мы девчонок поздравляем!», съемка и монтаж видеороликов для поздравления и для участия в различных конкурсах.
Данная организация классного самоуправления позволяет:
1. Каждому обучающемуся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д.
2. Сформировать механизм социальной адаптации: ребенок устанавливает и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, учится жить в коллективе.
3. Способствовать развитию интеллектуальных способностей обучающихся, расширять знания об окружающем мире, развивают речь; развивают творческие способности, художественный вкус, способствуют раскрытию талантов.
4. Увеличить процент обучающихся, принимающих активное участие в школьных мероприятиях.
5. Сформировать и изменить межличностные взаимоотношения, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации, что помогает развитию творчески активной личности, способной адаптироваться в социальной среде.
Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.