СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО учителей начальных классов " Нейропсихологический подход в преодолении трудностей в обучении"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель выступления: представление работы по самообразованию.: " Нейропсихологический подход в преодолении трудностей в обучении"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителей начальных классов " Нейропсихологический подход в преодолении трудностей в обучении"»



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)








Выступление на МО учителей начальных классов на тему:


«Нейропсихологический подход в преодолении трудностей в обучении»




Подготовила учитель-логопед АнтоноваВ.Г.


















2022 уч.г.

На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Оба вида проблем часто обозначают общим названием» трудности обучения». Целесообразнее проблемы учителей и школьников называть по-разному. Если их рассматривать с точки зрения учителя, то это будут «трудности в обучении», а если с точки зрения ученика-это трудности в учении.

В настоящее время появилось много детей, которые испытывают трудности в обучении, но имеют норму развития. Существующие психолого-педагогические методы обучения уже не всегда срабатывают. Возникла необходимость в поиске других методов. И здесь на помощь пришла нейропсихология.

Что такое нейропсихология?

Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).

Нейропсихология относительно молодая область научного знания, официально она заявила о себе в середине XIX столетия, а точнее со времен 2-ой мировой войны. Ее признанный создатель отечественный ученый Александр Романович Лурия, имеет двойное неврологическое и психологическое образование сумел соединить наиболее важные положения этих дисциплин в одно целое, результатом чего явилась нейропсихология.

Что изучает нейропсихология?

Нейропсихология  изучает:

        психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса и праксиса) и речевой функции;

        нарушение речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития, и в период зрелости;

        нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от поражения мозга.

Каково значение нейропсихологии для логопедии?

Как для учителя, так и для логопеда нейропсихологические знания очень важны.

Нейропсихология позволяет понять мозговые механизмы различных нарушений развития, анализировать структуру дефекта пострадавших функций, понять структуру вторичных и первичных симптомов, для понимания компенсаторных перестроек и выборов методов, направленного воздействия.

         

Все современные подходы нейропсихологии базируются на учении А. Р. Лурия о блоках мозга.

Все отделы головного мозга условно делятся на три блока:

  • блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический блок;

  • блок приема, хранения и переработки информации (когнитивный блок), (теменная, височная, затылочная доли);

  • блок программирования, регуляции и контроля(лобные доли)


Таким образом, детей, имеющих трудности в обучении, можно разделить на три группы:

Для детей первой группы характерны следующие признаки:

повышенная истощаемость, колебание активности во время занятия, гиперактивность, наличие синкинезий, нарушение непроизвольного компонента внимания. В письменных работах у данной категории детей наблюдается микрография, колебание нажима, высоты и наклона букв, медленное письмо, колебание темпа и успешности письма во время урока, нарастание ошибок к концу работы.

Дети второй группы отличаются нарушениями зрительного, слухо-речевого, тактильного восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений, межполушарного взаимодействия. В письме наблюдаются оптические замены, трудности в запоминании букв, цифр, в ориентировке на листе, замены букв, обозначающих сходные по артикуляции звуки (л-м-д-н), замены согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости, пропуск слов, непонимание смысла прочитанного.

У детей третьей группы страдают три функции – цель, программа, контроль. Они испытывают трудности планирования и планомерного выполнения действия. У них нарушена самоорганизация, произвольный компонент внимания.Дети не применяют правила, которые выучили, потому что не могут выстроить программу контроля, не понимют смысл прочитанного. Характерные ошибки на письме – многочисленные пропуски, повторения букв, орфографические и пунктуационные ошибки.

.

Признаки нейропсихологических проблем


 Если ребенок:

  • не может удерживать правила поведения

  • плохо запоминает информацию

  • не может сосредоточиться

  • истощен (нет энергии), плохо спит

  • не применяет правила правописания

  • пишет буквы зеркально

  • оптически заменяет буквы и знаки

  • плохо себя контролирует

  • медленно читает

  • неловок в движениях

  • имеет навязчивые движения

  • обладает макро- или микропочерком

  • имеет несформированность межполушарного взаимодействия,

это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга.

Нейропсихологическая коррекция показана детям, у которых;

родовая травма, роды с помощью кесарева сечения; повышенный или пониженный тон; частая болезнь; травмы головы, общая анестезия; ходил на цыпочках; начал говорить поздно; чрезмерные или неоправданно медленные; импульсивные, раздражительные, конфликтующие с детьми; быстро устает, едва может уснуть;не реагируя немедленно и не понимая адресованную ему речь; пишет без разбора и мало учится; «глотает» конец, «угадает слова»; плохая память, сравнение, обобщение; пишет, рисует левой рукой; задержка в формировании стрелкового моторного оружия; не может описать рисунок, не может скопировать рисунок; пропускает буквы, часто пишет их зеркально; двигает ногами, двигает языком, когда пишет или рисует; почти не сидит 15 минут в одном месте; невнимательность, рассеянность, отсутствие контроля; часто отвлекается.

В начале учебного года проводилось обследование устной и письменной речи учащихся начальных классов по методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. с использованием нейропсихологических методов. В результате обследования были выявлены дети с речевыми нарушениями. Родителям детей данной категории было предложено ответить на вопросы анкеты, касающиеся раннего моторного, речевого развития детей, а также их успеваемости. Анкетирование показало, что у детей, зачисленных на логопедические занятия, наблюдались следующие проблемы:

позднее начало речи, ранние моторные навыки формировались с опозданием, дети быстро устают, долго включаются в работу, моторно неловки, внимательны только тогда, когда им интересно, бросают начатое при малейших трудностях. При изучении русского языка и чтения:

плохо запоминают материал, допускают большое количество ошибок, не видят своих ошибок, зеркально пишут некоторые буквы и цифры, многие дети имеют плохой почерк, при чтении угадывают слова.

Диагностические данные позволили сделать вывод о наличии у детей нейропсихологических проблем. На логопедические занятия были зачислены 34 обучающихся. В течение года с данной категорией детей проводилась коррекция речевых нарушений с применением нейропсихологических методов. На каждом занятии дети выполняли нейропсихологическую гимнастику, нейропсихологические игровые задания и упражнения, которые не требовали специального оборудования и помещения. В конце учебного года была проведена повторная диагностическое обследование, которое позволило сделать вывод о хорошей результативности проведенной работы. У обучающихся уменьшилось количество орфографических, моторных и логопедических ошибок. Намного быстрее протекал процесс автоматизации и дифференциации звуков.

На логопедических занятиях, а также на уроке можно применить следующие упражнения:


  1. Дыхательная разминка


Дыхательные упражнения оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания.

 

Дыхательное упражнение «Кулачки»


Это упражнение помогает в точном запоминании важной и сложной информации. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделайте выдох, не торопясь, сожмите кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох. Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект.

 

Дыхательное упражнение «Шарик»

 

И.п. - сидя на полу или на стуле, откинувшись на спинку. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.

Позже ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в щ и т.п.).

 

Дыхательное упражнение «Ветер»

 

На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

 

Дыхательное упражнение «Свечка»

 

 Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. В нашем случае перышко (пламя) должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть перышко (свечу) и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными. (Можно использовать смятый комочек бумаги).

 

  1. Гимнастика для глаз


 Упражнения для глаз не только помогают сохранить и улучшить зрение. Они активизируют разные участки мозга. Проверено: если перед диктантом уделить пару минут такой разминке, то ученики пишут работу гораздо лучше.

 

Словесная зрительная гимнастика

 

Голову держим ровно, не поворачиваем, двигаются только глаза. Посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат, нарисуйте гриб. Закройте глазки. Открываем глаза.

 

 

  1. Пальчиковая гимнастика


Неспроста задания на моторику активно используются в диагностике нейропсихологических проблем. Непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.

 

Массаж пальцев карандашами

 

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

 

 

Массаж шариком су-джок

 

Ёжик выпустил иголки

(Сжимаем и разжимаем пальчики- Су – джок на середине ладошки)

Стал наш ёжик очень колкий!

(Нажимаем поочерёдно каждым пальчиком)

Ты ежонок не сердись, на ладошку к нам садись! (Круговые движения по ладошке)

Не страшны твои колючки, к ним привыкли наши ручки!

(Берём су – джок двумя пальчиками и «скачем» им по ладошке)

Лучше к нам иди играть – наши ручки развивать

(Перекладываем Су – джок из одной руки в другую).

 

  1. Развитие межполушарного взаимодействия


Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе».

Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

 

«Перекрестное марширование»

 

Дети медленно шагают, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена – перекрестные движения. Педагог в это время отсчитывает 6 раз в медленном темпе. Затем дети также шагают, касаясь одноименного колена – односторонние движения, 6 раз в медленном темпе. Далее перекрестные и односторонние движения чередуются. Важно начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.


«Нос-пол-потолок»


Ребятам дается инструкция: «Вы должны быть ОЧЕНЬ внимательными, не смотреть что я показываю, а слушать, что я говорю, и повторять за мной» Логопед сначала в правильном порядке называет и показывает НОС-ПОЛ –ПОТОЛОК. Дети повторяют, пока речь и жесты синхронны. Но затем логопед начинает «путать», говорить «НОС»- а показывать на пол, произносить «ПОТОЛОК», а указывать на нос. Детям нужно выполнять звуковую команду рассинхронизированную с указывающим жестом. Игра проходит очень весело.


«Ухо-нос»

 

 Одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

 

Кинезиологические упражнения:

«Колечки»

 

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом порядке – от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному. Сначала упражнение выполняется поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.

 

«Цепочки»

 

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке (от указательного к мизинцу). Вначале упражнение выполняется поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.

 

«Лезгинка»

 

 Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки  - 6-8 раз.

В помощь пособие: Мухаматулина Е.А. «Генезис / Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра».


«Кулак-ладонь-ребро»


Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

 

Задания для обеих рук:

- письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

- раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);

- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;

- ощупывание фигур, букв двумя руками.

Большую помощь может оказать пособие Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичевой «Волшебные обводилки», О.А. Давыдова «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления» альбом графических упражнений.

 



  1. Развитие пространственных представлений


Отрабатываются понятия право-лево, верх-низ, ближе-дальше, ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу. Освоение пространства между предметами без использования схемы тела.
 

«Робот»

Ребенок изображает робота, которому можно отдавать различные команды: шаг вперед, два шага влево, повернуться направо и т.п.
 

«Кладоискатели»

Ребенок должен найти клад по словесной инструкции. Кладом может служить любой предмет или буква, связанная с темой урока.        

«Продавец канцелярских товаров»

 Просим детей положить тетрадь на середину парты, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т.д.        

«Делай как я»

Дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например, правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу. Начинаем с простых движений, затем усложняем перекрестными позами.

Много интересных упражнений можно найти в пособии А.В. Сунцовой, С.В. Курдюковой «Изучаем пространство».

Для развития межполушарного взаимодействия и пространственных представлений советуем родителям записать детей на танцы, ритмику, освоить вязание спицами, игру на скрипке, гитаре, пианино. 

«Муха»

На доске чертится поле размером 3 на 3 клетки. В центр поля садится «муха», которая может летать вверх-вниз, вправо-влево, перемещаясь на одну клетку. Если «муха» вылетает за пределы поля, дети должны ее поймать, хлопнув в ладоши. Уровни сложности:

  • «муха» реально перемещается по клеткам;

  • «муха» остается в центре, дети представляют ее перемещения;

  • дети следят за мухой с закрытыми глазами;

  • следят за перемещениями «мухи», одновременно рисуя кружки.

Игра «Солнечная система»

Учитель условно распределяет планеты по пространству класса, указывая рукой: «Здесь у нас Марс, здесь Юпитер...» и т.д. Несколько раз повторяет с детьми это расположение, чтобы ученики запомнили. Далее дети закрывают глаза. Учитель дает команды указать с закрытыми глазами на планеты определенными руками и пальцами. Например: «Покажите безымянным пальцем левой руки на Венеру и указательным пальцем правой руки на Меркурий».

Аналогично можно распределять в пространстве любые понятия и образы, связанные с темой урока.

Упражнение «Задай вопрос»

Учитель говорит утверждение с научным фактом и дает задания ученикам: «Задайте мне по этому утверждению такой вопрос, чтобы на него можно было ответить „да“», «Задайте по этому утверждению такой вопрос, чтобы ответ был „возможно“» («нет», «информации нет в утверждении»).

 

7.  Произвольная регуляция деятельности

Способность ребёнка самостоятельно управлять своим поведением. Способствуют повышению сосредоточенности, реактивности, развитию навыков быстрого реагирования, переключения, преодолению двигательного стереотипа, развитию речевой и двигательной памяти.

Игра «Четыре стихии»

 

Учитель, называя стихию, показывает соответствующее ей движение, ребёнок должен его запомнить и воспроизвести, когда услышит называние стихии.

Пример:

Земля – положить руки на стол, на колени.

Вода – Волнообразные движения руками вперед.

Воздух – Поднять руки над головой и потрясти кистями.

Огонь – Кисти вместе, шевелить пальчиками.

Можно усложнить игру, придумав для каждой стихии соответствующий звук, и воспроизводить его вместе с движением.


Игра с мячом

Учитель задает вопрос и кидает мяч ученику. Ученик должен бросить мяч учителю и дать ответ на вопрос. Так параллельно с познавательным действием развивается координация.

Упражнение «4 за 4»

Дети получают задание: за 4 минуты написать мини-сочинение из 4 предложений. Обязательные условия: в заголовке 2 слова, у сочинения есть начало и конец. Хотя это творческое задание, ученики обычно пишут что-то банальное. Но если учитель начинает вслух зачитывать самые красивые сочинения, то мотивация резко возрастает, и в следующий раз дети выдают замечательные художественные тексты.

  1. Проговаривание

Проговаривать слова, предложения, закрепляя движениями. Можно использовать физкультминутки для закрепления знаний (о сенсорных эталонах, величине, пространстве, цифрах, буквах).


На основании анализа диагностических работ можно сделать вывод, что система коррекционных и развивающих занятий с использованием нейропсихологических методов помогает в преодолении трудностей в обучении. Для коррекции устной и письменной речи педагогу необходимо:

- всесторонне изучить имеющиеся у обучающегося пробелы в развитии психических функций;

- в процессе коррекционно-развивающего воздействия опираться на имеющиеся ресурсы, то есть на сохранные функции учащегося;

- направлять педагогическое воздействие не только на внешний поверхностный дефицит навыка, но и на более базовые функции, на основе которых формируются трудности обучения сложным видам деятельности.

- учитывать сложность письменной речи как учебного навыка и предлагать учащемуся разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование более простых навыков, из которых как из кирпичей складывается более сложная деятельность – письмо и чтение.



 Список использованной литературы:

 

1.     Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. М., 2018.

2.     Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебныеобводилки. М., 2017.

3.     Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.

4.     Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

5.     Мухаматулина Е.А. Генезис/Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра.

6.     Пылаева Н.Н., Ахутина Т.В. Школа внимания. Рабочая тетрадь. Спб., 2008.

7.     Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2010.

8.     Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2008.

9.     Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. М., 2009.