Тема: «Использование кейс-технологий для формирования культуры безопасности дошкольников»
Цель: расширение представления педагогов о современной интерактивной технологии обучения – кейс-технологии.
Во всем современном мире проблема безопасности жизнедеятельности считается одной из центральных проблем человечества. Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – маленьких детей. У них не сформировано «чувство опасности» в силу отсутствия определённого опыта и знаний. Как показывает практика – систематическая работа с детьми по формированию культуры безопасности, использование современных, эффективных методов и приемов дает положительные результаты. Одним из таких методов является кейс-технология. Работа с кейсами развивает логическое мышление детей, умение анализировать, работать в команде, находить выход из проблемных ситуаций.
Кейс-технология необыкновенно современная и актуальная технология интерактивного типа, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, и которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, становлению субъектности, и которая, в итоге, формирует именно культуру – познания, применения правил, отношения, суждения в области той действительности, в которой и был разработан кейс.
В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case – портфель, чемоданчик. Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. Кейсы – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
В практике работы по формированию культуры безопасности рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяется ряд форм. Классификация и некоторые примеры кейсов на выделенные виды:
Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие.
Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
Кейсы-драматизации – иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
Кейсы на основе мультфильмов или литературных – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий. Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.
Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов мы применяем для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Мы применяем следующие кейсы:
Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, мяч, машина, плачущий малыш);
Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Например, мяч – от выкатывания на дорогу до драки за мяч с другом;
Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш;
Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую внутреннюю структуру. Как правило, кейс включает в себя:
ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;
контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
комментарии ситуации, представленные педагогом;
вопросы или задания для работы с кейсом;
приложения (в форме иллюстрации, музыки и т.п.).
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.