Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете в форме ролевой игры по теме "Формирование естественнонаучной грамотности."»
Красноярский педагогический колледж №1 им.М.Горького
Способы формирования естественно-научной грамотности
Выполнила : студентка 21П-4 группы отделения «Преподавание в начальных классах» Тарантаева Марина Анатольевна
2023 г .
Цель образования – функционально грамотная личность
Человек самостоятельный
Человек познающий
Человек, умеющий жить среди людей
Функциональная грамотность – это способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации
Естественно – научная грамотность – это определенный набор
компетентностей, связанных со способностью применять полученные в школе умения и
знания в жизненных ситуациях.
Одним из инструментов для формирования данных
компетентностей является проектная деятельность , которая нацелена на развитие личности
школьников, их самостоятельности, творчества.
В качестве средств формирования и оценивания естественно-научной грамотности
школьников зачастую выступают задания, содержание которых позволяет ученику
(самостоятельно или в группе) решать различные учебно-познавательные или
практические задачи:
- объяснить какое-либо явление или факт, проанализировав наблюдения, известные;
- факты, объединить их с помощью умозаключений, а затем сделать вывод, ответив на вопрос «почему?»;
- выбрать способ для получения знания, провести эксперимент (возможно мысленный), провести исследование, ответив на вопрос «как?»;
- проанализировать данные и, используя рассуждения, сделать обоснованный вывод .
Актуальность
Формирование естественно-научной грамотности и достижения образовательных результатов предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке и необходимым компетенциям учителя. Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Проблема
Результаты международных исследований, анализ ВПР по окружающему миру показывают, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний, у обучающихся не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями.
Международные сравнительные исследования (TIMSS) в области образования подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении предметных знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям (PISA).
Причины трудностей заданий PISA
- Задания PISA – нетипичны, т.е. их решение сложно однозначно описать и получить доступ к заученному алгоритму.
- Ограниченное количество практико-ориентированных и компетентностных заданий представлено в УМК естественнонаучных предметов и измерительных материалах Государственной итоговой аттестации.
- Недостаточная подготовка учителей в области формирования функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов
Методические пособия для учителей
Задания для формирования естественно-научной грамотности (Pisa)
Задания для формирования естественно-научной грамотности (Плешаков,1 класс, «Окружающий мир»)
Задания для формирования естественно-научной грамотности (Плешаков,3 класс, «Окружающий мир»)
Используемые источники
- https://coko24.ru/
- https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/4e8/4e84b44a6a302df80f065b57f6fe6b03.pdf
- https://pkiro.ru/wp-content/uploads/2022/03/estestvennonauchnaya-gramotnost.pdf
- https://iro23.ru/sites/default/files/2020/sbornik_noo_2021_ot_21_aprelya.pdf