Выступление на родительском собрании по модулю «Основы исламской культуры».
Галиева Венера Рамзиевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №2 с УИИЯ
г.Ноябрьск
Согласно Приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности ,сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.
Курс ОРКСЭ является курсом, входящим в состав федерального Базисного образовательного плана и учебного плана школ наряду с другими основными предметами, такими как математика, русский язык и т.д.
Учебный курс ОРКСЭ и модуль Основы исламской культуры не является вероучительным, нравоучительным и религиозным, а светским, культурологическим предметом.
Данная программа реализуется в каждом учебном году по модулю «Основы исламской культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе, отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Цель учебного курса:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
знакомство обучающихся с основами буддийской, иудейской, мусульманской, православной культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Отсюда часто возникают вопросы:
1.Какие аспекты религиозных культур будут, а какие не будут изучаться в рамках комплексного курса?
«Ислам» – в переводе с арабского означает мир и спокойствие ,мир и покорность Богу.
Содержание модуля ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, священные сооружения, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Содержание ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традиции и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. При изучении курса на уроках мы воспитываем у учащихся толерантности, уважение к другим нациям, их культуре, обрядам и традициям.
Комплексный учебный курс ОРКСэ объявлен безотметочным, поэтому жёсткие формализованные требования по оценке успеваемости и по результатам освоения курса не предусматриваются. Возможно применение безотметочных форм, например, «зачтено» или «не зачтено» и др. Предлагается так же качественная взаимооценка в виде создания презентаций, творческих проектов и последующего объявления победителей и призёров. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при оформлении портфолио учеников. Можно точно сказать, что отрицательные оценки за изучение модуля ставить не должны, т.к. уровень нравственности невозможно и неэтично с педагогической точки зрения, измерять в баллах.
2.Каков будет объём домашних заданий и обязательно ли их выполнять?
Домашние задания в рамках курса ОРКСЭ носят творческий характер. Их объём находится в рамках норм, предусмотренных санитарными правилами для учащихся согласно их возрастным особенностям, как объём заданий любого другого предмета федерального государственного образовательного стандарта. Что касается обязательности выполнения домашних заданий, то конечно «двойку» за невыполнение домашнего задания вашему ребёнку никто не поставит, как уже было сказано выше. Но и качество изучения вашим ребёнком предмета в таком случае будет желать лучшего. Кроме того, неподготовленный ученик будет чувствовать себя неловко по сравнению с подготовленными одноклассниками. Задания предусматривают включение родителей в деятельность по их подготовке. Вы должны помочь, чтобы ребёнок мог чувствовать поддержки со стороны собственной семьи.
Далее представлю вашему вниманию презентацию по модулю.
1 слайд.
2 слайд
3 слайд.
4 слайд.
5 слайд.
6 слайд.
7 слайд.
8 слайд.
9 слайд.
10 слайд.
11 слайд.