Выступление на родительском собрании
в группе комбинированного типа.
Цель: Расширять знания и представления родителей об «особых» детях
Задачи:
Развивать способность к разрешению проблемных ситуаций
выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Перед всеми нами стоит следующая задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них.
В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его развитию, либо, наоборот, тормозит ее.
Какими же качествами должны обладать родители детей - инвалидов, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние. На мой взгляд родители должны:
-- иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
-- строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;
-- четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
-- развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.
Одним из факторов, стимулирующих снижение требовательности к таким детям, является комплекс родительской вины. В итоге воспитания по типу сверхопеки — «ребенок-кумир» с чрезмерным обереганием ребенка и даже иногда с сокрытием его дефекта до определенного момента у большинства детей — инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и сверхэгоизм. Когда ребенок с особенностями в развитии вырастает, проблема самостоятельности выступает на первый план, однако его личность уже бывает
сформирована на принципах повышенной опеки, потакания слабости, низкой требовательности.
В общении с солнечным ребенком:
-Всегда помните - что ваш ребенок это личность со своими надеждами, мечтами, правами и достоинствами.
-Не пытайтесь найти «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях. Ваш ребенок может проявлять свои чувства, так же как и любой другой ребенок.
-Помните, что основные потребности Вашего ребенка ничем не отличаются от потребностей любого другого ребенка.
-Постарайтесь не забивать нуждами Вашего ребенка потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармонична.
-Солнечный ребенок нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же!
Общие рекомендации по оказанию ребенку помощи в развитии:
1.Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше
обойдите это молчанием или просто скажите: «Жаль, не вышло, в другой раз получится».
2.Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте «язык жестов». Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
3.Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
4.Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
5.Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
6.Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
7.Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
8.Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т. д.
9.Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка — важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
10.Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо.
Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется «помочь» ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, — поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.
Правильное воспитание ребенка с особенностями в развитии в семье возможно только
в том случае, если родителям, удается сохранить душевное равновесие в условиях повышенной стрессогенности. Только такая семья становится активным помощником своему ребенку.
Помните: «Воспитание начинается с добра, любви и уважения к детям, чтобы каждому ребенку было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили».
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок.
Упражнение «Ладошки»
Родителям раздаются контуры ладошек их детей.
1. В центре ладошки напишите ласковое имя своего ребенка или любое ласковое слово, каким чаще всего вы называете его дома.
2. На изображении каждого пальца напишите лучшие качества своего ребенка
На эти лучшие качества ваших детей и нужно опираться в процессе его развития, воспитания, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.
Удачи вам и терпения! Успехов вам в воспитании детей!