Представление новых педагогических технологий, используемых для развития творческих способностей обучающихся.
Цель:
Задачи:
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Я выбрала следующее: это такое построение деятельности учителя, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективную систему обучения;
технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
исследовательские методы в обучении;
проектные методы обучения;
технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии и др.
В своей практике я применяю и активно использую инновационные технологии такие как:
информационно – коммуникационные технологии;
технологии личностно – ориентированного обучения;
игровые технологии;
технологии проектно - исследовательской деятельности;
технологии проблемного обучения;
технологии развития критического мышления.
Иногда я использую в своей работе элементы нескольких технологий, применяя оригинальные методические приемы.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поэтому свои уроки я планирую на основе системно – деятельностного подхода, в том числе и открытый урок в рамках конкурса. Системно – деятельностный подход поставил передо мной следующие вопросы:
Ответ: только с помощью действия.
Системно – деятельностный подход – это технологии проблемного обучения, проектного обучения, где:
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Например, на уроке обучающиеся самостоятельно пришли к теме, выполнив, определенное задание (здесь я использовала элемент проблемного обучения); исходя из темы пришли к цели и задачам.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Свой урок я планировала таким образом, чтобы обучающиеся с помощью элементов проектно - исследовательской деятельности самостоятельно приходили к определенным выводам.
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемая учебная деятельность, (дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечали на вопросы, открывали для себя новые знания).
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план. Здесь у нас была карта (схема), по ней обучающиеся составили план действий.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально - ценностная оценка – я считаю так то….(формирование мировоззрения).
Информационно – коммуникационные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации субъектам образовательного процесса, средством осуществления которых является интерактивное оборудование.
использование медиа - ресурсов как источника информации;
компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
организация проектно – исследовательской деятельности учащихся.
Так, например, на своих уроках, в том числе и на открытом уроке я использую информационно – коммуникационные технологии для мотивации обучающихся к учебной деятельности (видео – фрагмент) на начальном этапе уроков, и как поддержку своей деятельности на последующих этапах.
Эти технологии применяю не только я в процессе своей работы, но и обучающиеся, выполняя презентации, печатные сообщения в форме рефератов, докладов и т.п.
В мою практику прочно вошли технологии личностно – ориентированного обучения, где я применяю такие методы как метод диалога, сравнений, ассоциаций.
Личностно - ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Моя цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Исследование - это бесконечный поиск истины,
и функция воспитателя как партнера совместной
поисковой деятельности должна заключаться в том,
чтобы вместе с ребенком эту истину искать и находить.
А.И. Савенков
Исследовательская деятельность – это инновационное движение в образовании, интерактивный метод, эффективная система организации познавательной деятельности ребенка. Исследовательская деятельность дает большой простор для развития творческого, критического мышления.
Идея исследовательского урока – «познание начинается с вопроса».
Проектно – исследовательскую работу я выбираю: индивидуальную, групповую, кратковременную и протяженную во времени.
На уроках я использую элементы такой проектно - исследовательской деятельности, которые впоследствии приводят обучающихся к выполнению краткосрочного проекта. С детьми мы выполняем разнообразные творческие проекты. Так, например, в конце открытого урока был представлен краткосрочный проект по реставрированию египетского искусства.
Но более подробно я хочу остановиться на использовании мною игровых педагогических технологий.
«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов»
К.Д.Ушинский
Игровая педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических методов, способов приемов обучения, воспитательных средств. Здесь я остановлюсь более подробно.
Целью игровых технологий на своих уроках я ставлю решение ряда задач:
- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
На уроках я использую игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения. Также я учитываю особенности и возраст обучающихся. Например для обучающихся в классах с ОВЗ я подбираю игры, отличные от других. Для 8-9 классов выбираю более сложные по заданиям игры.
Реализацию игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства провожу по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
На своих уроках я использую такие игры как:
Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы.
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение. Эти игры я использую при изучении тем Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира; Изображение предметного мира – натюрморт; 6кл.
Используя изображенные на доске или слайде геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику). Вот что у нас получается (показываю работы детей)
Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения (показываю работы)
Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер (показываю работы)
Игры и упражнения по цветоведению:
Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
Цвет. Композиция.
Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта. (показываю работы)
Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.
Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.
Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства.
Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.
Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске, слайде расположены репродукции зимних пейзажей.
Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А. Пушкин
Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий. (показываю работы)
Эту игру я использовала на открытом уроке «Кроссворд Древний Египет»
Сюжетно-ролевые игры.
По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – ученики класса.
Элемент такой игры я использовала на открытом уроке, когда обучающиеся путешествовали по Древнему Египту.
Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных педагогических технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные, творческие способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.
Я нахожусь в постоянном творческом поиске. Ведь только творческий педагог может окрылить своим теплом, верой, талантом. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаться на достигнутом, ведь мастерство педагога не случайная удача, счастливая находка, а систематический кропотливый поиск и труд.
Я учусь создавать
Светлый мир без тревог,
Без обид, лишений и бед!
Я учусь выбирать
Себе ту из дорог,
Где горит мне зеленый свет!..
Мой выбор сделан. Пусть только начало, но я знаю, я на верном пути. И мои воспитанники это подтверждают (видео – фрагмент отзывы детей).