СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании методического объединения учителей истории "Работа с историческими источниками"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании методического объединения учителей истории "Работа с историческими источниками"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании методического объединения учителей истории "Работа с историческими источниками"»

Работа с историческими источниками на уроках истории

Исторический источник –любой объект, содержащий информацию о прошлом и созданный в соответствующую историческую эпоху.

Работа с источниками – основа исторической науки.

По этому необходимо активно использовать различные исторические источники в процессе преподавания истории.

1.Позволяет «оживить» урок, заинтересовать учащихся.

2.Анализ исторических источников также способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной и групповой работы

3.Работа с историческим источником является обязательным элементом ОГЭ и ЕГЭ.

При анализе ИИ выделяется несколько этапов.

1.определить, что это за источник,

2.кто его автор,

3. когда и где был создан источник.

4.какие исторические факты получили отражение в источнике.

5. какую цель ставил автор, создавая изображение.

6.оценивается достоверность и полезность источника.

На практике такая схема часто видоизменяется или упрощается, что связано с конкретными целями использования источника на уроке

По классификации(Сигурт Оттович) С. О. Шмидта выделяются следующие типы исторических источников:

1.изобразительные,

2.вещественные,

3.словесные (особое место среди которых занимают письменные источники),

4.конвенционные (условные обозначения графическими знаками),

5.аудиальные (звуковые), поведенческие (обычаи, обряды и т.д.).

Современные информационные технологии позволяют активно использовать визуальные источники на уроках. Преимущество:

восприятие не составляет труда и не занимает много времени (в отличие от письменных.

Применение изобразительных и вещественных источников возможно на любых стадиях урока.

Пример 1. Использование изобразительного источника в начале изучения нового материала.

В начале изучения темы «Новая экономическая политика» в 9 классе учащимся предлагается рассмотреть карикатуру и доказать, что она создана не в 1917 – 1921, а в более поздний период.

1.позволяет учащимся вспомнить особенности политики «военного коммунизма»,

2.подводит к изучению нового материала, то есть к выявлению особенностей НЭПа.

3. возможен анализ самого содержания карикатуры («что высмеивает карикатура и какова цель её создания?», «что такое кооператив?», «почему кооперативное предпринимательство представлено на карикатуре более эффективным, чем индивидуальное?»)



Пример 2. в процессе изучения нового материала. тема «Искусство Древнего Египта» в 5 классе учащимся предлагается самостоятельно выявить как можно больше особенностей древнеегипетской живописи, пользуясь только изображениями. Также можно обратиться к анализу содержания источников («кто изображен на рисунках?», «какие наши знания о Древнем Египте подтверждают данные изображения?», «что нового мы можем узнать из этих источников?»)

Пример 3: Использование визуальных источников при закреплении материала. В качестве закрепления темы «Религия древних греков» в 5 классе возможно дать задание,

1.назвать имена персонажей, изображенных на рисунках и объяснить, как они узнали этих персонажей.

2.«Какое из этих изображений является источником, дающем информацию об искусстве Древней Греции? Почему?

Пример 4. Повторение исторических дат возможно разнообразить использованием памятных монет или их изображений. Учащимся демонстрируется монета (или её изображение) и задаётся вопрос: «Когда данная монета была выпущена?». По аналогии можно использовать почтовые марки или значки

  1. Работа с письменными источниками на уроках истории

На уроках истории используются очень часто. Большое количество письменных источников и заданий к ним представлено в учебниках. Способствует формированию определённых навыков. Учащиеся должны научиться:

1. Определять тип документа,

2.Время его написания,

3.Автора или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе,

4.Работать с документами по отдельным вопросам

5.использовать документ для доказательства собственного мнения,

6.проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких документах.


Пример 1. Использование письменных источников при изучении нового материала.В ходе изучения темы «Новая экономическая политика», при обсуждении причин перехода советского руководства к НЭПу учащимся предлагается познакомиться с фрагментом из доклада В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Политпросветов и ответить на вопросы:

- кто, по вашему мнению, является автором источника? Что помогает определить авторство данного источника?

- Как сам В.И. Ленин оценивал переход к НЭПу?С чем связана такая оценка НЭПа?

- Что В.И. Ленин считает одной из главнейших причин экономического кризиса?

- Какие причины отказа от политики «военного коммунизма» можно выделить дополнительно?».

Применение источника, таким образом,мотивирует учащихся на активную работу, позволяет подвести учащихся к анализу причин и особенностей изменения экономической политики советского руководства в начале 1920-х годов.

«На экономическом фронте, с попыткой перехода к коммунизму, мы к весне 1921 г. потерпели поражение более серьезное, чем какое бы то ни было поражение, нанесенное нам Колчаком, Деникиным или Пилсудским, поражение, гораздо более серьезное, гораздо более существенное и опасное. Оно выразилось в том, что наша хозяйственная политика в своих верхах оказалась оторванной от низов и не создала того подъема производительных сил, который в программе нашей партии признан основной и неотложной задачей.
  Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года. Вот почему потребовалось то, что, с точки зрения нашей линии, нашей политики, нельзя назвать не чем иным, как сильнейшим поражением и отступлением»

(Из доклада на II Всероссийском съезде Политпросветов, 17 октября 1921 г.)


Пример 2. Использование письменных источников на этапе повторения и закрепления. В 7 классе при повторении и закреплении материала по теме «Внешняя политика России» в XVII веке возможно использовать отрывок из решения Земского собора о воссоединении России и Украины. Учащимся дается ряд заданий к тексту:

- Заполнить пропуски (имя гетмана, обозначенного цифрой 1, имя царя обозначенного цифрой 2, название государства, обозначенного цифрой 3)

- Назвать государственный орган, который принял данное решение

- Назвать год создания документа и год, когда он вступил в силу

- Назвать причины описанного в документе события

- Назвать последствия описанного в документе события

«А о гетмане о (1) и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь (2) всеаРусии изволил того гетмана (1) и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся (3) на православную християнскую веру и на святые божий церкви востали и хотят их искоренить. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.

И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнскойостеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданыхсвоих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здержал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыныхуниею учинил.

И по тому по всему приговорили: гетмана (1) и все Войско Запорожское з городами и з землями принять...»

  1. Работа с конвенционными источниками на уроках истории.

Работа с таким типом источников применяется нечасто. Тем не менее, в школьной программе есть темы, где применение конвенционных источников желательно.

Пример. При изучении курса «История Древнего мира» в 5 классе возможно организовать работу, заключающуюся в самостоятельном (при содействии учителя) выявлении особенностей, сходств и различий письменности различных народов.


  1. Работа с поведенческими источниками

Возможно организовать в рамках внеурочной деятельности в виде исследовательских проектов или докладов (например «История рукопожатия», «Придворный этикет в Российской империи», «Происхождение новогодних традиций»).


  1. Работа с аудиальными источниками

Использование на уроках записей речей политических деятелей. при изучении темы «Начало Великой Отечественной войны» - запись речи Сталина о начале войны от 3 июля 1941 г.. Работа с записями речей сходна с анализом аналогичных письменных источников.



3