СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании МО социально-гуманитарного цикла на тему «Формирование лингвистической компетенции при изучении разговорной лексики как средства создания художественного образа на уроках русского языка в 7 классе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оптимальным путем формирования лингвистической компетенции является изучение художественного текста с привлечением лингвокраеведческого материала. Такая форма работы расширяет возможности обучения филологическим дисциплинам и способствует формированию лингвистической компетенции, которая особую значимость приобретает с введением нового ФГОС. Оптимальным путем формирования лингвистической компетенции является изучение художественного текста с привлечением лингвокраеведческого материала. Такая форма работы расширяет возможности обучения филологическим дисциплинам и способствует формированию лингвистической компетенции, которая особую значимость приобретает с введением нового ФГОС.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании МО социально-гуманитарного цикла на тему «Формирование лингвистической компетенции при изучении разговорной лексики как средства создания художественного образа на уроках русского языка в 7 классе»»

План выступления учителя русского языка и литературы Бурцевой Ю.Ю. на заседании методического объединения социально-гуманитарного цикла на тему «Формирование лингвистической компетенции при изучении разговорной лексики как средства создания художественного образа на уроках русского языка в 7 классе»

Лингвистическая компетенция – это знания, умения и навыки, обеспечивающие способность обучающихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства. Это знания о самой науке «Русский язык», о ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Целью процесса обучения языку является не просто усвоение фонетических и лексических особенностей родного языка, но и расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности, развитие её неповторимой субъективности средствами языка. Поэтому важен не только результат обучения, но и сам процесс – глубокое осознание понятий, конструирование их системы, целостной картины языка, овладение обобщёнными способами практической деятельности.

Оптимальным путем формирования лингвистической компетенции является изучение художественного текста с привлечением лингвокраеведческого материала. Такая форма работы расширяет возможности обучения филологическим дисциплинам и способствует формированию лингвистической компетенции, которая особую значимость приобретает с введением нового ФГОС.

Изучением процесса формирования лингвистической компетенции занимались лингвисты и методисты Н.Хомский, А.Л. Бередичевский,
Е.А. Быстрова, Л.А. Петровская, Г.А. Краснощекова. Однако методика обучения СРЯ на современном этапе развития характеризуется недостаточностью методических разработок в области применения лингвокраеведческого материала при формировании лингвистической компетенции посредством изучения лексики.

Система заданий

  1. Сегодняшний урок я предлагаю начать с прочтения фрагмента рассказа П.И. Карпова «Бесенок», давайте обратимся к карточкам, которые находятся перед вами, и прочитаем его. Это поможет нам сформулировать цель урока и определить задачи.

Один из обучающихся читает текст с карточки:

В снежном облаке, в тёмный вьюжный вечер, разметая сугробы и давя зевак, с бубенцами, пронеслась по праздничному гулливому селу, полному корогодов, на лихой тройке – Зинка, помещицин приёмыш – маленькая, краснощёкая и востроглазая хохотушка в белой шапочке и бархатной шубке. В каком-то городе училась девушка, доканчивала там какие-то курсы. За нею приёмная мать посылала на станцию тройку борзых, – любимица была приёмыш у старой помещицы, – ну и баловала её.

Учитель: Спасибо! А сейчас подготовьтесь ответить на несколько вопросов. Беседа по вопросам.

Учитель: Какой тип речи представлен во фрагменте: повествование, описание, рассуждение? (Описание). Какие особенности, характерные для описания, мы можем выделить? (Большое количество существительных и прилагательных) Присутствуют ли во фрагменте элементы повествования? (Да, они незначительны). Какие особенности словарного состава текста мы можем выделить? (Использование в художественном тексте разговорных элементов)

Современный литературный язык характеризуется демократизацией художественной речи. Она проявляется во взаимопроникновении элементов разговорно-обиходного и разговорно-сниженного лексических пластов, а также диалектизмов, которые встречаются чаще всего в произведениях писателей-деревенщиков.

Как вы считаете, зачем писатели используют разговорную лексику в произведениях?

  1. Заменим разговорные слова из рассказа П.И. Карпова «Бесенок» общеупотребительными, нейтральными.

Разговорные слова: удрать, стращать, ухмыляться, шамкать, шарахаться.

  1. Классифицируйте слова, распределив их на 2 группы: историзмы и архаизмы.

Сундук, башлык, радиоприемник, ямщик, салазки, кожух, тулуп, овчина, бронепоезд, красноармеец, вакса, пика, сторожка, сени

  1. К историзмам или архаизмам мы можем подобрать синоним? Почему?

  2. Подберите синонимы к той группе слов, к какой возможно (к каждому слову отдельно, слова из №3).

  3. Вставьте слова, подходящие по смыслу

    Высокие

    Стилистически нейтральные

    Сниженные

    Лик


    Рожа


    Глаза

    Зенки

    Вкушать

    Есть


    Взирать


    Зырить


    Спать


  4. Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления. (Виссарион Григорьевич Белинский). Опираясь на предыдущие задания, свой жизненный опыт, порассуждайте над словами литературного критика. Свою точку зрения аргументируйте (объем: не менее 90 слов).




Предполагаемые ответы:

  1. В произведениях русской литературы разговорная лексика употребляется широко. Писатели и поэты стремятся передать колорит русского народа, показать особенности быта, создать словесно-художественную атмосферу повествования, изобразить речевой портрет, передать эмоционально-экспрессивную окраску.

Разговорные слова

Нейтральные слова/словосочетания

Удрать

Убежать, скрыться

Стращать

Пугать, запугивать, заставлять бояться

Ухмыляться

Улыбнуться (обычно насмешливо, иронически, самодовольно и т. д.).

Шамкать

Говорить невнятно, неотчетливо, обычно из-за отсутствия зубов.

Шарахаться

Сторониться, избегать кого-либо

3.

Историзмы

Архаизмы

Сундук

Башлык

Радиоприемник

Тулуп

Бронепоезд

Кожух

Ямщик

Овчина

Красноармеец

 Салазки


Вакса


Пика


Сторожка


Сени

4. Правильный ответ: к архаизмам, так как историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые обозначали. А архаизмы – слова, имеющие синонимы в современном русском языке.

5.

Архаизмы

Синонимы слов в современном языке

Башлык

Капюшон

Тулуп

Шуба

Кожух

Шуба

Овчина

Шкура

 Салазки

Санки

Вакса

Крем, гуталин

Пика

Копье

Сторожка

Будка

Сени

Прихожая, вход

6. Почивать, очи – высокие; лицо, смотреть – стилистически нейтральные, жрать, дрыхнуть – сниженные.

7. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, связностью, логических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок нет.

Недостаточность изученности методики обучения лексике требует разработки заданий, восполняющих этот пробел. Этим обусловлена актуальность выступления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!