СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании МО учителей иностранных языков по теме"Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении раскрыты основные особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках иностранного языка.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании МО учителей иностранных языков по теме"Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка."»


Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка.


Содержание предмета английский язык в классах для тетей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение).

Следовательно, в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно - развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума. Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает учащимся возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в « запоминающее устройство». Так не должно быть. Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ придерживаюсь следующих методических принципов:

1. Обеспечение подвижной деятельности детей.

2. Частая смена деятельности.

3. Погружение в языковую среду.

4. Многокраатное аудирование вводимых структур.

5. Преемственность и постоянное повторение материала.

6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.

Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению.

Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ. Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания.

Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, как блоков, а так же различными наглядностями.

Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий:

- повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word),

- нахождение новых слов в змейке (word snake),

- вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),

- игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).

Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десять - пятнадцать процентов новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом.

Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап (pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post - reading).

До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания:

- составление диаграмм,

- подбор заголовков,

- ответы на наводящие вопросы.

Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах.

Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста со звукового носителя, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием.

Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.

Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана:

- соотнесение идеи и абзаца (matching),

- заполнение всевозможных таблиц (fill in the table),

- тестовые задания с множественным выбором (multiple choice),

- определение верногоневерного высказывания (true or false).

Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.

Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения.

1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя

Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д Ученик выполняет действие.

2. Повторение фразы или предложения

Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this book.

3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны.

The girl has a cat. The girl has a cat and a car and a hare.

4. Преобразование без подстановки

Тренируется вопросительная форма.

Стимул. I watch TV in the morning.

Реакция. Dо уоu watch TV in the morning?

Тренируется образование третьего лица, единственного числа Ргеsеnt Indefinite.

Стимул. I have a shower in the morning.

Реакция. Не has a shower in the morning.

Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.

Стимул. The students аге in the classroom.

Реакция. Аге the students in the classroom? Yеs, they are.

Устная подстановка наряду с какими –либо изменениями

Например с изменением формы слова. Тренируется образование множественного числа имен существительных

Учитель. The boys are sleeping. (слова girls, children подставляются)

Ученики повторяют. The boys are sleeping.

Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности

Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык.

Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого.