Выступление на областной научно-практической конференции « Итоги реализации ФГОС начального общего образования: опыт, проблемы, перспективы »
по теме « Актуальные проблемы преподавания учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » . Применение собственного опыта в работе »
Выполнила: Куприянова Татьяна Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 имени Героя России Сергея Ромашина
У
М
К
Основная концептуальная идея курса, ее особенности и соответствие целям и задачам современного образования, ФГОС НОО.
Цель комплексного учебного курса « ОРКСЭ » — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Основные принципы курса ОРКСЭ
Светский характер преподавания
Культурологический подход
Связь с семьей
Свобода и добровольность выбора модуля родителями
«Не навреди!»
Основные задачи реализации содержания ОРКСЭ
Основные задачи комплексного учебного курса.
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
3. Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Интерактивные методы и технологии обучения
- Отрицательное
- Небольшой объем информации требует значительного времени
- Преподаватель имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения
- Результаты работы обучающихся менее предсказуемы, а затраты времени и труда педагога на подготовку урока увеличиваются.
- Положительное
- Высокий процент усвоения учебного материала
- Повышение мотивации за счет интереса самого обучающегося
- Педагог сильнее раскрывается перед обучающимися, выступает как лидер, организатор обучения .
Интерактивные методы и технологии обучения
- Отрицательное
- Возможность давления авторитета лидера в группе во время групповых занятий
- Длительная работа с компьютером может привести к ухудшению зрения, искривлению позвоночника
- Психологическая зависимость от компьютера
- Положительное
- Активная роль обучающихся: умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, брать на себя ответственность за принятые решения при достижении цели.
- Осуществляется обратная связь (ответная реакция аудитории)
- Развитие творческих способностей, выработка самостоятельных важных творческих решений
Интерактивные технологии
• творческие задания,
• обучающие игры,
• интерактивные лекции,
• метод проектов,
• ИКТ,
• просмотр видеофильмов,
• «мозговой штурм»,
• метод кейсов.
Игра «Угадай слово»
• Участник получает карточку с одним из понятий.
• Задавая вопросы, учащиеся пытаются отгадать слово. Отвечать можно только Да и Нет . Определяется ограничение во времени (например, 2-3 мин.).
Игра «Угадай слово» Первый игрок берет верхнюю карту из стопки и смотрит, какое слово на карточке. Затем он берет блокнот и карандаш и пытается изобразить это слово с помощью рисунка. Любой из оставшихся игроков переворачивает песочные часы, и время пошло. Задача остальных игроков в том, чтобы угадать слово по нарисованной картинке в то время, как сыпется песок. Игрок, правильно угадавший слово, получает бал (фишку) для своей команды. Если никто не угадает слово до того, как песок в часах пересыпется, то игрок, который рисовал картинку, называет первую букву слова. Использованная карточка кладется и ход всегда переходит к следующему игроку по часовой стрелке. Побеждает команда, первой угадавшая все слова и составившая с ними предложения.
• Составление предложений. Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например "озеро", "карандаш", и "монастырь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).
• Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
• Особо поощрять нужно интересные по смысловому содержанию, творческие, ответы.
• Обязательным условием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился .
Составление предложений. Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например "озеро", "карандаш", и "монастырь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).
• Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
• Особо поощрять нужно интересные по смысловому содержанию, творческие, ответы.
• Обязательным условием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился .
Я угадаю слово по 4-м картинкам
Портрет слова
Филворд
Слово учителя - Каждая религия: буддизм, ислам, христианство или иудаизм одинаково выражают одни и те же нравственные категории. Названия эти звучат по-разному, но обозначают они одно и то же. - В этом филворде спрятались слова, которые объединяют людей всего мира. Постарайтесь найти их. ФИЛВОРД (у каждого ребенка и на доске) ДОБРОТА, ПОМОЩЬ, ЛЮБОВЬ, ВЕРА, НАДЕЖДА, ПОНИМАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ - Почему эти слова служат средством единения людей?
Анаграммы
Как составить кроссворд онлайн из набора слов и скачать в Word? Если у вас есть готовый набор слов, которые должны быть в кроссворде, воспользуйтесь сервисом составления кроссворда онлайн из слов – CROSS Ссылка: http://cross.highcat.org/ru_RU/
Собери пословицу 1 Учись доброму худое на ум не пойдёт
2. Истинное добро всегда просто.
3. Сделаешь худо не жди добра.
4. Добро желаешь добро и делай.
5. Добрый человек добру и учит.
6. За добро добром и платят.
7. Добро творить – себя веселить.
8. Живи для людей, поживут люди для тебя.
9. С добрым жить хорошо.
10. Худого худым не исправишь.
11. От добра добро не ищёт.
12. Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.
13. Нет такого дружка, как родная матушка да родимый батюшка.
14. Вся семья вместе, так и душа на месте.
15. Жизнь дана на добрые дела.
16. Без дела жить - только небо коптить.
Дерево трудных вопросов
Сегодня мы создадим сами Дерево Мудрости Сначала внимательно прочитайте текст На листочках напишите трудный вопрос к тексту Пожалуйста возьмите ручку, лист, бумаги, подумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст Подпишитесь под вопросом, чтобы мы поняли, кто его автор .
Создание проблемных ситуаций
1. Противоречия
-Соответствующие техники решения
- Новые требования
- Новые факты и явления
- Имеющиеся знания
- Практические задачи
2 . Сравнение
Сопоставление Фактов, явлений, правил, действий Их обобщение
Противопоставление
3 . Выбор нужной информации
Информация 1 Информация 2 Информация 3 Информация 4 Информация 5
Показ фотографий, репродукций, диаграмм, схем, рисунков
Самое ценное на уроке – вопросы детей
Кейс-стади (метод Гарварда, метод конкретного случая)
Метод кейсов (case study) - метод изучения конкретных ситуаций.
Технологии «Case Study»
1. Знакомство с конкретным случаем. Цель: понимание проблемной сит уации и ситуации принятия решения.
2. Сбор информации, полученной из материалов выбранной задачи, и её самостоятельная подготовка, отбор и обработка. Цель: научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения, и оценивать её .
3. Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений.
Цель: развитие альтернативного мышления.
4. Нахождение решения в груп Цель: сопоставление и оценка вариантов решения.
5. Диспут: отдельные группы защищают свое решение. Цель: аргументированная защита решений.
6. Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах, с решением, встречающимся в действительности. Цель: оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения.
Могла ли Снежная королева быть виновата в том, что осколки попали в глаза и сердце Кая?
Метод проблематизации
• В одном из московских скверов есть необычная скульптура.
• Предположите как она называется.
Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях из литературных произведений, из своего жизненного опыта. Какая христианская заповедь учит людей быть неравнодушными?
1. Что вы видите? 2. А что еще? Кто видит что-то другое? 3.Что происходит на этой картине? 4. Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать? 5.Кто этот человек? 6. Где и когда это происходит? 7.Что, как вам кажется заинтересовало художника в этом сюжете? 8.Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? 9. Каков смысл происходящего? 10..Как бы вы назвали эту картину?
ОБРАЗ И МЫСЛЬ
Информационное сопровождение ОРКСЭ
- Информирование и просвещение общественности, в первую очередь родительской.
- Изучение общественного мнения: определение отношения общественности и родителей к введению курса ОРКСЭ, корректировка плана введения. Формы и способы
- Привлечение органов государственно-общественного управления (ГОУ) к введению курса ОРКСЭ по ряду вопросов.
- Использование:
• сайта учреждения, для размещения на нем материалов введения ОРКСЭ: программа курса, разработки учителей;
• интернет-ресурсов (сайт АПК и ППРО -
http://www.apkpro.ru/content/blogcategory/221/624/
образовательные сайты , сайты для родителей для отслеживания новой информации и переадресации ее общественности.
- Включение в Публичный отчет раздела о результатах введения курса ОРКСЭ.
- Электронный вариант документов и других материалов, сформированный в КРИРО
1. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работай ков
образования РФ: http://www.apkpro.ru; http://www.orkse.apkpro.ru.
2. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru.
3. Российский портал открытого образования: http://www.openet.edu.ru.
4. Спутниковый канал единой образовательной информационной среды: http://www.sputnik.mto.ru.
5. Учительская газета: http://www.ug.ru.
6. Журнал «Вестник образования России»: http://www.vestniknews.ru.
7. Потенциал: образовательный журнал для школьников и учителей: http://potential.org.ru.
8.Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru.
9. Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн: http://www.edic.ru.
10. Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»: http://www.megabook.ru.
Сайты по ОРКСЭ
11. Педагогический энциклопедический словарь: http://dictionary.fio.ru
12. Рубрикой: энциклопедии, словари, справочники: http://www.rubricon.com
13. Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий»: http://edu.km.ru
14. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: http://vschool.km.ru
15. Портал «Музеи России»: http://www.museum.ru
16. История архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура: http://www.archi-tec.ru
17. Всеобщая история искусств: http: / / www, art ух .ru.
18. Виртуальный каталог икон: http://www.wco.ru/cons/
19. Виртуальный музей живописи: http://www.museum-online.ru
20. Государственная Третьяковская галерея: http://www.tretvakov.ru
21. Государственный Русский музей: http://www.rusmuseum.ru
22. Государственный Эрмитаж: http://www.hermitagemuseum.org
23. Московский Кремль: виртуальная экскурсия: http: //www.moscowkremlin.ru
24. Музеи Московского Кремля: http://www.kremlin.museum.ru
25. Народы и религии мира: http://www.cbook.ru/peoples.
Информация о религиозных организациях размещена на следующих Интернет-ресурсах
- Информация о религиозных организациях размещена на следующих Интернет-
- ресурсах:
- 1. Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат):
- http://www.patriarchia.ru/
- 2. Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ: http://www.otdelro.ru/
- 3. Совет муфтиев России: http://www.muslim.ru;
- 4. Российская ассоциация буддистов: http://www.buddhism.ru;
- 5. Федерация еврейских общин России: http://www.feor.ru/.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера:
- 1. Общественная палата - http://www.oprf.ru;
- 2. Сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации -
- http://www.ombudsman.gov.ru
-