Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Русскинская СОШ»
Трудовое воспитание детей КМНС (девочек)
Подготовила: Аллагулова А. М.,
учитель технологии
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КМНС (девочек)
У любого народа свои индивидуальные формы и средства воспитания молодого поколения, которые обусловлены традиционным укладом жизни территорией проживания, природными условиями. Воспитание подрастающих детей со временем обогащается, изменяется и развивается на основе опыта предыдущих поколений.
Семейное воспитание является действенным фактором установления связи с трудовой и духовной жизнью народа. По замечанию Ю. В. Бромлея, в большинстве обществ в качестве важнейшего канала передачи традиционной культурной информации выступает семья [1, с. 38].
Воспитательный процесс у хантов происходит в обыденной жизни. И основой смысл традиций, согласно В.М. Кулемзину, состоит в том, чтобы человек данной культуры знал и выполнял только эти традиции. Выполнение этого условия возможно только в замкнутом коллективе, в частности, в семье, роде, народе [3, с. 6 – 7].
Среди малочисленных народов Севера (как, впрочем, и у других народов) передача опыта, мастерства, умений и навыков молодежи всегда считалось делом первостепенной важности. Главная ответственность, естественно, ложится в первую очередь на семью. Семейное воспитание осуществлялось в своеобразных условиях и отличалось особой специфичностью, где значительное место уделялось развитию у детей необходимых физических и моральных качеств, привитию трудовых навыков и приобщению их к накопленному опыту. Обучение детей труду и самообслуживанию, привитие им необходимых общественных навыков посредством труда всегда считалось святым долгом родителей, которые свою главную задачу видели в том, чтобы дети с раннего возраста лучше познали окружающую действительность, усвоили обычаи, традиции своего народа. Воспитание в семьях осуществлялось в процессе самой жизни и труда.
Любая мелочь имеет воспитательное значение в семье хантов и манси. Воспитание детей в жизни хантов и манси не носило целенаправленный и методический характер, но его влияние на ребенка сильно и поучающее.[2, с. 44].
С самого детства в игровой форме девочки подражают своим матерям, сестрам. Девочки учатся вести домашнее хозяйство, помогают выделывать шкуры, шить изделия, где требуется усидчивость и терпение, а главное, приучаются к трудолюбию. Учатся шить, украшать одежду красивым орнаментом из бисера и меха, также девочка приобретает навыки по выделке шкур, кройке и шитью одежды и обуви. Все необходимые принадлежности для рукоделия – это шкура (состав для выделки), нитки (сухожилия), они тоже изготавливаются женщинами.
В семейном воспитании большое значение также придавалось усвоению детьми порядка, включая его внешнее выражение, например, застольный этикет.
В хантыйском застольном этикете можно выделить следующие моменты: 1) стол – пэсан, типы столов (пиров), 2) распределение ролей, 3) рассаживание, 4) последовательность подачи пищи, 5) прием пищи, 6) принятие спиртных напитков, 7) выход из-за стола и возвращение к нему, 8) речевой этикет.
За стол садятся в следующем порядке: ближе к священному углу садится хозяин, рядом сыновья и дочери, не достигшие совершеннолетия, со стороны входа (восточной) садится хозяйка, её старшие дочери. Существует традиция – человек, закончивший чаепитие, переворачивает чашку на бок. Чай и другие блюда подают сначала мужчинам, затем женщинам, а когда в доме гости, то обязательно первым гостям. Гостей всегда приглашают к столу, свои домашние за стол садятся сами (там же).
Список литературы
Бугаева А.Л., Зуева У.Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. — Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 190 с.
Гроденко Д.В. Самобытность традиционной педагогической культуры ханты и манси //Западная Сибирь: история и современность: выпуск /МУ. БИС; НГПИ. – Екатеринбург: ФГУ ИПП Урал. Рабочий, 1999. – с. 44 – 47.
Кулемзин В. М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. – 136 с.