г. Новочеркасск Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Выступление на семинаре руководителей ШМО учителей начальных классов по теме:
« Современный урок в начальной школе»
подготовила
учитель начальных классов
Бондаренко Н.Г.
Дата выступления:
18.10.2017год
О новой идее сначала говорят, что «это чушь»,
потом – «а в ней что-то есть» и, наконец,
когда идея становится понятной и освоенной –
«а кто этого не знал?»
И.В.Гёте
Достижение цели начального образования, зафиксированные в Новом образовательном стандарте, требуют от педагога пересмотра подхода к организации образовательной деятельности учащихся.
В связи с этим возникают проблемы в конструировании урока, поэтому предстоящий семинар направлен именно на формирование у педагогов способности конструирования современного урока, формирования способности к рефлексивной деятельности, умению анализировать свой собственный урок, умению корректировать возникающие трудности.
Я предлагаю вместе порассуждать об особенностях современного урока в начальной школе.
Поскольку требования современного стандарта поставлены достаточно жёстко, изменились цели начального образования, то всё это не может не отразиться на особенностях современного урока.
Давайте обратимся к документу. На странице 6-7. Какие положения стандарта определяют требования к современному уроку? (сл.2)
Обратите внимание, требования стандарта нас ориентируют на развитие личности младшего школьника. А что понимаете под развитием? Развитие – это сформированное умение ребёнка знания добывать, сформированное умение знания применять, умение использовать приобретённый опыт и умение оценить знания своего незнания. (сл.3)
Эти позиции и определяют основные особенности современного урока в начальной школе
Знания нам нужны не как мёртвый груз памяти, а как инструмент для решения жизненных задач, именно на это нас ориентирует новый стандарт, т.е. урок заканчивается, но жизнь у ребёнка продолжается и важно чтобы ребёнок вышел из стен школы и мог использовать накопившиеся знания в реальных жизненных ситуациях. Т.е. приобретение знаний сегодня не ставится самоцелью. Сегодня приоритетное значение приобретает формирование универсальных учебных действий.
Программа формирования УУД становится неотъемлемой частью Нового стандарта. Соответственно это отражается на современном уроке. Современный урок сегодня меняется.
Перед вами новая классификация типов современного урока. (сл.4)
В чистом виде эти типы не могут существовать, т.к. школа сегодня уходит от зубрёшки, современное образование ориентирует нас в большей степени на поисково-исследовательскую деятельность и проблемное обучения. Когда ребёнок сам наблюдает, сам анализирует, сам делает выводы, это знание само становится его собственным достоянием и тогда нет необходимости зазубривать и заучивать материал.
Вспомните с какого вопроса начинали мы анализ репродукций картин на традиционном уроке? Что видите на картине? А это требует каких-либо умственных затрат? Сегодня для урока характерно наличие открытых задач. (-Меня в гости пригласила подруга, любительница цветов. Я вошла и замерло дыхание, увидела картину цветущего кактуса. Что меня так поразило? (показ картины) Теперь учащийся вынужден рассказать о своих чувствах, о своих ощущениях и у каждого они будут свои).
Поэтому современному уроку необходимы такие учебные задачи, в ходе решения которых ребёнок с учителем выстраивает алгоритм выполнения задания. В результате чего формируется учебная деятельность.
Вот перед вами обязательные структурные элементы урока: (сл.5)
-предъявление мотива
-постановкам цели (проблемы)
-совместная деятельность
-контроль и оценка (самоконтроль и самооценка)
В основе любой деятельности лежит мотивация, т.е. зачем я должен это делать? (понимание ребёнком). С какой целью, интерес к этой деятельности, т.е. с ходу погружаем ученика в решение главной проблемы урока. (стих, загадка, история). Важно начало и конец урока (по утверждению психологов). Совместная деятельность, равноправные партнёрские отношения, учитель не навязывает своё мнение, его мнение рассматривается как одна из возможных точек зрения и в результате этой деятельности организуется учебный диалог (не показываем детям что ответ неправильный). (сл.6)
Сегодня мы проектируем урок, т.е. предполагаем возможные варианты урока. Аккуратно со словом «молодец»(т.к. поток идей сразу заканчивается после этой похвалы). Лучше: «интересное мнение», «не за чтобы не догадалась».
Урок – общение, каждый учащийся может высказаться даже неверное предположение. Наша задача каждому ученику обеспечить зону ближайшего развития. Это возможно при демократическом стиле общения. Современный урок не такой броский, не такой яркий, не богат мишурой, а богат содержанием. Урок ценится за ту глубокую мыслительную работу, которую мы организуем. Урок может носить не законченный характер. Чем длиннее мыслительный процесс, тем больше возможности мы закладываем для развития личности ребёнка. Я сама должна себе задавать вопрос после каждого урока: «А было ли над чем думать на уроке?» В современном уроке для преодоления перегрузок детей необходима смена деятельности (сл.7) и наличие развивающих вопросов и заданий (сл.8)
Исходя из сказанного становится очевидным, что сегодня ценность обучения проявляется не там, где мир воспринимается по схеме «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею», а где есть тезис «Ищу – и нахожу», «думаю – и узнаю», «тренируюсь – и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Исходя из этого, иными становятся задачи учителя – не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором её получения, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Т.о. очевидно, что в 21 веке общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию.
Предлагаем вам просмотреть и обсудить на наш взгляд важные структурные элементы урока и те универсальные учебные действия, которые обязательно должны быть сформированы у ученика начальной школы. И в заключении увидеть портрет выпускника начальной школы.