СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении педагогов «Театрализованная деятельность как форма воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состояние здоровья наших детей вызывает огромную тревогу у психологов, физиологов, педагогов. По результатам их исследований, 60 % детей имеет целый «букет» хронических заболеваний, большинство из которых относится к категории, так называемых психосоматических. Этот термин означает, что изменения, вызванные этими заболеваниями во внутренних органах, связаны с более или менее длительными эмоциональными напряжениями, возникающими в ответ на жизненные трудности и конфликты - как межличностные, так и внутренние. Именно внутренние конфликты играют основную роль в возникновении неврозов и психологических заболеваний, поэтому ценность педагогического труда воспитателя в интернатных учреждениях прежде всего измеряется его умением оказывать квалифицированную помощь тому, кого он призван воспитывать. В настоящее время резко стоит вопрос о внедрении в практику работы образовательных учреждений здоровье сберегающих педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении педагогов «Театрализованная деятельность как форма воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"»

1


Мингазова Лилия Наильевна,

воспитатель ОГКУ «Димитровградский детский дом «ПЛАНЕТА»


Выступление на методическом объединении педагогов ОГКУ «Димитровградский детский дом «ПЛАНЕТА»

По теме:

Театрализованная деятельность как форма воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Состояние здоровья наших детей вызывает огромную тревогу у психологов, физиологов, педагогов. По результатам их исследований, 60 % детей имеет целый «букет» хронических заболеваний, большинство из которых относится к категории, так называемых психосоматических. Этот термин означает, что изменения, вызванные этими заболеваниями во внутренних органах, связаны с более или менее длительными эмоциональными напряжениями, возникающими в ответ на жизненные трудности и конфликты - как межличностные, так и внутренние. Именно внутренние конфликты играют основную роль в возникновении неврозов и психологических заболеваний, поэтому ценность педагогического труда воспитателя в интернатных учреждениях прежде всего измеряется его умением оказывать квалифицированную помощь тому, кого он призван воспитывать. В настоящее время резко стоит вопрос о внедрении в практику работы образовательных учреждений здоровье сберегающих педагогических технологий.

Каким образом театральная деятельность поможет развивать у детей познавательную активность и повышать адаптивные возможности организма?

Каким образом занятия театральным искусством позволяют влиять на состояние здоровья ребенка?

Известно, что человеческое творчество - это наиболее яркое проявление поисковой активности. Театр - синтетический вид искусства, который объединяет вокруг себя разнообразные направления художественной деятельности. С его помощью можно создать систему комплексного гуманитарно-эстетического воспитания, где будет органично осуществляться «перекличка» и взаимопроникновение искусств, их гармоничный, теснейшей союз.

Театрализованная игра или спектакль предполагают такой уровень и такое качество вовлечения детей и подростков в мир художественного произведения, когда ребят захватывают события, судьбы героев, когда они радуются и огорчаются, восхищаются и негодуют, думают, сомневаются, решают проблемы вместе с героями произведений. Театр позволяет одновременно сделать далекое -близким, непонятное - понятным, безразличное - значимым. Воздействие театрального искусства на детей обусловлено особенностями человеческой психики, способной выражать все формы эмоционального состояния, воплощены ли они в движениях, жестах, мимике, интонациях, речи самого человека или же в звуках, красках, линиях, композициях и т. д.

Театральное искусство (как и любое другое искусство) обладает важной особенностью: оно не совместимо с насилием, нажимом, запретом. Правильно организованная театральная деятельность очень эффективна в коррекционно-развивающей работе с деприви-рованными детьми и в создании благоприятного эмоционального фона.

Театр детей - это театр живой импровизации. Он позволяет своевременно разнообразить и менять формы деятельности, поддерживая интерес детей к занятиям, в которых много яркого, необычного, соответствующего их стремлениям и желаниям. Корригирующий эффект детского театра приобретает наибольшую силу и значимость благодаря коллективному творчеству в процессе постановки спектакля, где могут участвовать все желающие. Благодаря комплексной деятельности, сочетающей драматургию, пение, движение, музыку, художественно-изобразительное творчество, любой ребенок или подросток может компенсировать недостаток какой-либо одной способности другой, более развитой в данный момент.

Известно, что дети, попадающие в детские дома и интернаты, имеют непростые показатели в своем анамнезе. Здесь могут быть отклонения в физическом и психическом развитии, задержка умственного развития, искажение развития личности, трудности в учебной деятельности, отклонения в поведении и др.

Для обеспечения комфортного эмоционального фона необходимы специальные условия, которые определяют быт детей, их психическое и физическое здоровье, характер их общения с окружающими людьми. Психоаналитическая работа состоит в том, чтобы пробить заблокированные так называемой «цензурой» психологические занозы, отрицательно влияющие на здоровье и поведение детей.

Занятия театральным искусством имеют, по сути, сходный с психоанализом механизм, который помогает снимать «цензурный запрет», открывая клапаны для очищения души. Душевная боль, проблемы, комплексы - все, что так отрицательно влияет на психику ребенка, погруженного в дисгармоничное общество, может быть существенно скомпенсировано и гармонизировано средствами театрального искусства. Творчество в области искусства активно вовлекает и развивает все сферы психики человека: ум, волю, чувства.

В процессе подготовки спектакля, театрализованного концерта, литературно-музыкальной композиции и др. мне, как педагогу, предоставляются благоприятные условия для организации совместной деятельности, где у детей есть возможность творческого поиска, реализации своих замыслов, проявления самостоятельности. Здесь в процессе интересной, значимой для них деятельности без труда усваиваются правила взаимоотношений и взаимодействия, воспитывается умение видеть и слышать своих товарищей, сотрудничать с ними и помогать им.

Мое умение входить в «игровую позицию», грамотное использование методов театральной педагогики позволяет:

- гуманизировать отношения с детьми и экономить нервную энергию, как свою, так и воспитанников;

- развивать и корригировать эмоциональную сферу детей;

- развивать четкие представления ребенка о самом себе и своих возможностях, умение адекватно оценивать свои достижения, качества и свойства;

- формировать у детей позитивное отношение к себе и другим;

- расширять и обогащать навыки общения с окружающими;

- развивать у ребенка произвольные психические функции;

- формировать мотивационно-потребностную сферу.

Через театральную деятельность я могу обратиться к эмоциональному опыту детей, учить их распознавать чувства, как свои, так и других людей, знакомить с основными эмоциями: радостью, страхом, гневом, грустью, обидой и т. д. Ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость, почувствовать, что взрослый здесь не для того, чтобы контролировать его, а для того, чтобы быть с ним, жить совместной жизнью. Радость, заинтересованность в результате совместной деятельности, переживание успеха удерживают ребят от антисоциальных поступков и ухода в себя.

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, - одна из главных задач, стоящих передо мной в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (олигофренами). Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование разных видов искусства.

В последние годы вырос инте­рес к механизму воздействия искусства на ребенка с различными отклонениями. Психо-коррекционная программа, построенная на различных ви­дах народного искусства, мо­жет оказать значительное коррекционное влияние, комплек­сно воздействуя на детей. Для решения комплекса психокоррекционных задач ос­новным методическим сред­ством мною была выбрана театрали­зованная деятельность.

Внедрение в практику ра­боты данного направления чрезвычайно перспективно. Воздействие театрализован­ной деятельности на психи­ческое развитие ребенка-олигофрена основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, мини-культурные формы рос­сийского этнического богат­ства оказывают положитель­ное эмоциональное воздей­ствие на детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование театрализованной деятельности, как средства коррекции и развития детей с нарушением интеллекта - позволяет не только знакомить их с миром прекрасного или расширять представления об окружающем, но и пробуждает способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.

Ребенок-олигофрен, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую сре­ду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельно­сти.

По мнению Л.С. Выготско­го, проблемы в развитии у ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающи­ми, установлении широких социальных связей, когда на­рушается «нормальное враста­ние ребенка в культуру». Организация коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии дол­жна строиться на основе ста­новления их как субъектов общения. Для более успешно­го преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следу­ет уделять использованию творческих видов деятельнос­ти, особенно театрализован­ной.

По словам К.С. Станислав­ского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с са­мим собою», «...на сцене про­исходит взаимное и непрерыв­ное общение, так как игра артистов состоит почти исклю­чительно из диалогов». Далее К.С. Станиславский пишет: «Особенность сценического общения заключается в том, что оно происходит одновре­менно с партнером и со зри­телем. Замечательно то, что и с тем и с другим общение яв­ляется взаимным. В процессе общения надо уметь приспо­собляться к обстоятельствам, к времени, к каждому из лю­дей в отдельности. Лучше все­го наблюдать эти приспособ­ления у детей».

По мнению выдающегося отечественного философа Ю.М. Лотмана, «искусство является формой передачи жизненного опыта поколений, а также средством человечес­кого общения. Произведения искусства представляют собой модель жизненных ситуаций, позволяющих приобщаться к важным культурным феноме­нам, еще не пережив их в ре­альной жизни». Это позво­ляет рассматривать искусство в качестве универсального ис­точника развития коммуника­тивной сферы, углубляющего понимание реального челове­ческого общения.

Коммуникативные дей­ствия в театральной игре опо­средованы через игровую деятельность. Именно игра оказывает самое значи­тельное влияние на развитие ребенка и прежде всего пото­му, что в игре дети учатся пол­ноценному общению. Игровая роль — та внешняя опора, ко­торая помогает ребенку управ­лять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникатив­ный ресурс.

Творческая игра-драматиза­ция является условием, в ко­тором развиваются коммуни­кативная деятельность, уме­ние понять своего партнера, опираясь не только на вербаль­ные высказывания, но и на эмоциональность и вырази­тельность его лица, действий и поступков; формируется умение показать свое отноше­ние, как в личностном, так и в сознательном плане. Формиро­вание выразительных средств, для передачи образа героя предполагает выработку навы­ка выразительной речи, накоп­ление двигательного опыта в передаче различных по харак­теру образов, а также форми­рование чувства партнера, т.е. умения действовать совместно с другими детьми.

Принятие ребенком роли какого-либо персонажа — весьма существенная предпо­сылка развития процессов по­нимания другого человека, дающая ему возможность по­пробовать разные (в зависимо­сти от роли) способы взаимо­действия с людьми, выполня­ющими другую роль: ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение. В тесной взаимосвязи между действи­ем в роли персонажа и свои­ми личностными характерис­тиками и коммуникативными качествами ребенку предос­тавляется образец поведения. Так обогащаются его пред­ставления о сущности соци­альных взаимоотношений между людьми, преодолева­ются нелогичность поведе­ния, содержательная бедность общения, а также эмоцио­нальная нестабильность.

Очень часто материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки, несущие в себе акти­визирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ре­бенка. О характере воздей­ствия на эмоциональную сферу писал А.И. Никифоров: «Сказка принадлежит к тому роду уст­ных произведений, которые обладают едва ли не самым богатым арсеналом средств художественного воздействия на слушателей. Этот арсенал слагается из слова, голоса (ин­тонация и тембр), мимики и жеста, чувства ритма, обста­новки и некоторой свободы отношения к содержанию тек­ста в зависимости от требова­ний минуты». Сказка, яв­ляясь одним из элементов культуры, создает возможно­сти для развития творческого воображения ребенка, подклю­чения его образного мышле­ния к волшебному, ирреаль­ному плану. При этом социа­лизируется вся сенсорная система: зрение, слух, осяза­ние, пространственно-мотор­ные механизмы.

По мнению В.А. Сухомлинского, «сказка развивает внут­ренние силы ребенка, в сказ­ках содержатся правила обще­ния людей друг с другом, она расширяет социально-нрав­ственный опыт ребенка». Эмоциональное восприятие происходящих в сказке собы­тий делает ее героев вполне реальными существами, по­ступки которых можно проецировать на собственную жизнь. Именно способность ребенка к идентификации с образом позволяет через теат­рализованную деятельность оказывать позитивное влияние на развитие коммуника­тивных навыков детей. Сказ­ка дает возможность исполь­зовать диалоговые методы коррекции. Заданные образы помогают ребенку составить свою картину мира и вырабо­тать опыт эмоционального поведения в конкретной ком­муникативной ситуации.

Основные мотивы, побуж­дающие ребенка к коммуникации, связаны с тремя глав­ными потребностями: в новых впечатлениях, активной дея­тельности, признании и под­держке. Выступление на сце­не в качестве исполнителя роли, признание и поддержка зрителей значительно по­вышают собственную самооценку, помогают развитию уверенности, самостоятельности, веру в собственные силы. Конкретным приспособительным смыслом театральной игры является налаживание эмоционального взаимодей­ствия с другими детьми: раз­работка способов ориентировки в их переживаниях, формиро­вание правил, норм активного взаимодействия с окружающим миром.

Театрализованная деятель­ность помогает ребенку пере­дать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к вы­разительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выс­туплениям перед аудито­рией. Работа над образом включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпре­тациях, позволяющих детям реализовать свои коммуника­тивные потребности: экспрес­сивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразитель­ные вокализации, выразитель­ные движения тела), предмет­но-действенные (локомотор­ные и предметные движения, позы, используемые для це­лей общения).

В театрализованной дея­тельности активно развивает­ся диалог как форма социа­лизированной (коммуникатив­ной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», т.е. выверенные хронологически, логически, эмоционально. За­ученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети использу­ют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение фор­мальной и содержательной стороны речевой коммуника­ции.

Театрализованная разви­вающая среда, для ребенка-олигофрена, обеспечивает комплекс психолого-педагогических ус­ловий, способствующих эмо­циональному благополучию, его саморазвитию, удовлетво­рению ведущих потребностей возраста; максимальной кор­рекции, компенсации наруше­ний развития речи, сопутству­ющих нарушений (двигатель­ных, эмоциональных и пр.) и предупреждению вторичных отклонений.

Особенности театрализо­ванной деятельности детей с отклонением в развитии.

Распределяя роли в игре-драматизации, следует учи­тывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ре­бенку выступить наравне с другими хотя бы с самой ма­ленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевопло­щаясь. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с не­свойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застен­чивостью. Желание получить роль какого-либо персонажа — мощный стимул для быстро­го обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на ин­дивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка», «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театра­лизованной деятельности — участие детей в представлени­ях. Конечно, это под силу да­леко не каждому ребенку, но все-таки некоторые дети, достигшие оп­ределенных успехов в выполне­нии сценических движений, а также овладевшие чистой, яс­ной и выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.

Ребенок с проблемами, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных отношений. Ребенок, после общения с театром, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной, познавательной сферах.

В процессе драматизации моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь – необходимое условие адаптации ребёнка в обществе. В играх драматического типа у детей развивается особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, с природой и т.д. Театр - самый наглядный и эмоциональный способ передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, творчество.

Театрализованная деятельность в условиях детского дома организуется в форме погружения ребенка в мир театра и практической театрализованной деятельности самих детей.

Погружение ребенка в мир театра способствует воспитанию мотивационного компонента, накопление впечатлений, а также развитие способности воспринимать и оценивать показанное на сцене как художественное отражение жизни и осуществляется в процессе посещения с детьми театра. Присутствие в театре учит детей нормам поведения в общественных местах. Многообразие форм творческой работы по спектаклю (рисунки, беседы, викторины) могут использоваться для того, чтобы закрепить в эмоциональной памяти, воображении, в сознании детей конкретные образы, мысли, вызванные спектаклем.

Важное место занимают драматические образно-ролевые спектакли, где дети сами исполняют роли. В процессе обучения технике перевоплощения важно добиться у детей в передаче сюжета и образа осмысленности, целенаправленности действий эмоционального отношения к происходящим по сюжету событиям, подлинного общения с партнёрами, выразительной речи. Свои театральные успехи ребята показывают зрителям: сверстникам, гостям.

Подготовка образно-ролевых спектаклей - это длительная кропотливая работа педагога и детей в группе. Совместное изготовление костюмов, масок, кукол (для кукольного спектакля) и декораций объединяет всех взрослых и детей в общее коллективное большое дело. Такая совместная групповая работа способствует формированию сплочённого дружного коллектива, раскрытию разносторонних способностей каждого ребёнка, формированию чувства значимости каждого члена коллектива. Если у ребёнка пока не получается непосредственно театрализованная деятельность, он может внести свой вклад в оформление или изготовление декораций.

Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях:

- как вид искусства в процессе воспитания, которого ребенок выступает в роли зрителя

- как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Специальные исследования показали, что обе роли – зрителя и актера являются для развития ребенка очень значимыми.

Важнейшим в театрализованной деятельности является процесс репетиций, процесс творческих переживаний, а не конечный результат, сам спектакль.

Главное – это понимание смысла и атмосферы пьесы, то есть произведение должно быть хорошо знакомо детям, понятно и доступно возрасту. Очень хорошо, когда дети, основываясь на хорошем знании, самостоятельно находят выразительные особенности своего героя, используя мимику, позу, жест, песенные и танцевальные импровизации. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут проявления в различных видах деятельности. Расширению опыта детей способствуют и театральные занятия.

Цель занятий по театрализованной деятельности – сделать жизнь детей интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Нужно стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применять в повседневной жизни.

Воспитательное значение театрализованных занятий состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитию коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности с одной стороны и решение задач коррекционного обучения (становление основных психических процессов, развитие речи с другой тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх).

Театрализованные занятия – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка.

Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применение этого искусства в свободной символической форме. Её основные функции:

- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

- регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки).

Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).

Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст, как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:

- экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела);

- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы).

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», то есть выверенные хронологические, логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовой речевой материал в свободном речевом общении.

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображение, формирование основ образного мышления. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической речи. Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность детей-олигофренов является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей школьного возраста с отклонениями в развитии.