СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО естественно-математического цикла: «Совершенствование методической подготовки современного учителя математики - необходимое условие эффективной реализации ФГОС ООО»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО естественно-математического цикла: «Совершенствование методической подготовки современного учителя математики -  необходимое условие эффективной реализации ФГОС ООО»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО естественно-математического цикла: «Совершенствование методической подготовки современного учителя математики - необходимое условие эффективной реализации ФГОС ООО»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) школа №96»












Выступление на МО естественно-математического цикла:

«Совершенствование методической подготовки современного учителя математики - необходимое условие эффективной реализации ФГОС ООО»















Подготовила: Юр Н.Л.,

руководитель МО, учитель математики


2017


Не секрет, что одна из характерных особенностей учительской профессии заключается в необходимости постоянного профессионального совершенствования и роста. Другими словами, учитель до тех пор современный профессионал, пока учится. Это особенно актуально в современной ситуации реформирования российского образования, так как учитель сегодня вынужден постоянно адаптироваться к меняющимся условиям, новым задачам и перспективам образования.

Мысль о том, что человек должен всю жизнь стремиться к учению (то есть, другими словами, обеспечить себе непрерывное образование) относится к числу самых древних культурно-цивилизационных проектов. Идея непрерывного образования всегда в двух парадигмах – теоретико-педагогической и, так сказать, реально-практической.

Непрерывное образование рассматривается в начале как проблема образования взрослых, его предназначение видится в компенсации недостатков, упущений предшествующей подготовки либо в пополнении знаний в связи с новыми требованиями жизни, профессии. Цель его – не только «приспособление» к профессии, а создание основания для успешной адаптации к жизни в постоянно меняющемся обществе, улучшение «качества жизни».

Система непрерывного педагогического образования в настоящее время направлена на решение задач профессионально-личностного становления педагога, специфики видов его деятельности и постоянно изменяющегося круга функциональных обязанностей. Она обеспечивает педагогам не только более эффективную адаптацию на рынке труда в новых социально-экономических условиях, но и профессиональную успешность в педагогической деятельности, которая выражается в повышении качества образования наших детей.

Таким образом, совершенствование методической подготовки современного учителя математики - необходимое условие эффективной реализации ФГОС ООО.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – это обширный комплекс материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих его внедрение. Внедрение ФГОС не может осуществляться только на основе знакомства с этим комплексом документов. Педагогическая общественность должна быть адаптирована к новым структурным, содержательным и технологическим компонентам стандарта, из чего следует, что педагогам предстоит сделать новый шаг в профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного стандарта второго поколения.

Как любому новому – процессу внедрения стандартов нового поколения сопутствует ряд рисков, как оправданных, так и надуманных. Педагогу, начинающему работать по стандартам, ориентироваться в информационном поле очень непросто. От умений не потеряться в нем, выделить из потока изданий главные, а также получить необходимые знания во многом зависит понимание педагогами и руководителями ОУ изменений, сопровождающих введение новых стандартов. Появление новаций в ежедневной практике педагогической деятельности будет являться следствием готовности работников образования к реализации ФГОС.

Таким образом, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования может спровоцировать противоречие между изменениями в профессиональной деятельности работников образования, вносимыми ФГОС, и уровнем их готовности к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения.

Наверное, самым сложным при реализации новых стандартов будет обеспечение качественного роста мастерства педагогов в свете требований ФГОС. Основная проблема в том, что большинство педагогических работников психологически не готовы работать в условиях нового стандарта, так как:

не понимают того, в чем будет состоять изменение образовательного процесса;

боятся утраты предметного содержания урока в связи с ориентацией на развитие метапредметных УУД;

с опасением относятся к появлению системной оценки результатов образовательной деятельности;

не понимают принципа включения в систему оценки качества образования метапредметных и личностных результатов;

недостаточно готовы к планированию и организации образовательного процесса в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС;

не имеют опыта разработки разделов основной образовательной программы основного общего образования;

остается традиционным подход руководителей общеобразовательных учреждений к анализу урока.

Но в то же время следует отметить, что педагоги, попытавшиеся разобраться самостоятельно или с помощью преподавателей (методистов) на курсах повышения квалификации в концепции новых стандартов, увидели ссылки на знакомые технологии:

технология проблемного обучения;

технология личностно–ориентированного подхода;

технология критического мышления.

и другие, известные многим учителям. Одни владеют элементами технологий, другие имеют опыт работы по ним и разделяют их целевые ориентации.

Таким образом, педагогам многое знакомо, что приводит к более спокойному восприятию изменений содержания основной образовательной программы и условий реализации развивающих задач (УУД).

Для реализации ФГОС необходимо опираться на базовые компетентности педагога в области личностных качеств и педагогической деятельности.

Личностные качества:

общая культура, определяющая характер и стиль педагогической деятельности;

самоорганизованность;

эмоциональная устойчивость.

Педагогическая деятельность:

умение обеспечить успех в деятельности, создавать условия для позитивной мотивации, а также для самомотивирования обучающихся;

информационная компетентность;

компетентность в предмете и современных методах обучения на базовом, профильном и интегрированном уровнях;

умение вести самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;

умение разработать методические и дидактические материалы, профильный и индивидуальный учебные планы совместно с обучающимся;

выбрать учебники и учебные комплекты, рекомендовать обучающимся дополнительные, в том числе интернет-источники информации;

умение осуществлять самостоятельную проектную деятельность, организовать и сопровождать выполнение обучающимся индивидуального учебного проекта;

умение реализовывать педагогическое оценивание в соответствии с требованиями ФГОС;

владение информационно-коммуникативными технологиями.

Сегодня много говорят о преемственности между младшим и средним школьным возрастом как об одном из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность определяется степенью готовности учащегося самостоятельно добывать и применять знания. Это объективная необходимая связь между новым и традиционным в процессе развития школьника. Таким образом, преемственность не только подготовка к новому, но и сохранение необходимого и целесообразного традиционного. Такая связь и станет добротной основой для развития.

Преемственность является одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования. Под преемственностью в данном случае мы понимаем непрерывность образовательного процесса на границах и различных этапов, и различных форм обучения при повышении квалификации педагогов. Следует сказать, что о проблеме непрерывности образования детей говорили всегда, во все времена. А как быть с педагогами? Непрерывность в обучении и здесь является необходимым условием, обеспечивающим успешность всего педагогического процесса. При этом обучение педагога – это не только курсы повышения квалификации или переподготовка, но и

самообразование;

участие в конференциях, семинарах, круглых столах;

диссеминация своего опыта (проведение мастер-классов и открытых уроков, в том числе дистанционных);

активная работа в предметных методических объединениях и т.д.

Говоря об организации процесса повышения квалификации в целом и о роли методиста в частности, следует отметить еще один немаловажный фактор, обеспечивающий успешность реализации ФГОС. Это системность и комплексность методического сопровождения, которые должны проявляться в следующих аспектах:

систематическое профессиональное сопровождение (научно-методическое и информационное);

широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей;

организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС (педагогов, руководителей образовательных учреждений).

Таким образом, исходя из вышесказанного логично сделать вывод о том, что в первую очередь самого пристального внимания требует вопрос повышения квалификации методического корпуса. Поэтому нужно стараться помочь педагогам поверить в свои силы и посмотреть на все новшества с позиции: «Я многое знаю и умею. А если не знаю, то научусь».