Данная тема является весьма актуальной на сегодняшний день. Современное образование требует от школы воспитание личности нового типа, а именно: социально-активной, творческой, проявляющей уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности и самостоятельности. Я думаю, что такую личность можно воспитать, если полно и ярко раскрыть её природные задатки и склонности.
Мне, как учителю, на уроках трудового обучения хотелось бы в каждом ребенке увидеть индивидуальность, которая, может быть, не видна на других предметах, а также научить видеть красоту окружающего мира. Природные задатки у ребенка как яркое пламя. Чтобы зажечь его, необходима искра. Такую искорку учитель найдет тогда, когда правильно будет строить процесс обучения, где ученик является исследователем, творцом и организатором своей деятельности.
Задачу развития всесторонней творческой личности решаю через урочную деятельность. Считаю, что в центре внимания должен стоять личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся. Ведь личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. Это и учитываю в первую очередь в своей работе.
В соответствии с требованиями к современному уроку строю учебное занятие следующим образом:
1 этап – Подготовительный.
2 этап – Практическая деятельность.
3 этап – Рефлексивно-оценочный.
При составлении плана урока учитываю особенности:
- подбираю проблемные творческие задания, вопросы;
- подбираю задания, позволяющие ученику самому выбрать уровень, профиль, объем задания;
- продумываю создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
- обсуждаю с детьми в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
- поощряю, анализирую, как ученик рассуждал, какой способ использовал, в чем ошибся;
- выставляю отметку ученику в конце урока по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность.
Важным моментом личностно-ориентированного урока считаю создание ситуации успеха, т.к. у ребенка возникает прилив энергии, он стремится отличиться среди своих товарищей. Успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на одноклассников. У детей возникает стремление на удачу.
В ходе учебного процесса складываются следующие благоприятные для успеха условия: знакомство с новой информацией, творческое задание, проблемные вопросы. Для слабоуспевающих учеников ситуацию успеха создаю искусственно для того, чтобы ребенок смог поверить в свои силы. Не сравниваю работу ребенка с другими учениками, а отмечаю, что ребенок «раньше не умел, а теперь научился».
Несколько примеров для создания успеха на уроке:
- отслеживание продвижения ученика;
- оказание помощи слабоуспевающим детям;
- организация взаимопомощи;
- создание благополучного микроклимата в классе;
- подбор материала с интересными привлекательными моментами;
- частое поощрение: словесно и при помощи средств общения (взглядом, жестами, мимикой).
Такие моменты для создания ситуации успеха помогают мне формировать положительное отношение учеников к учению.
Особое внимание уделяю на уроке трудового обучения методу проектов.