МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Программа курса
«Студия Флор»
для учащихся 5 классов
Составитель: Захарова И.И.
учитель технологии
2013г.
Уважаемые члены жюри. Я, Захарова И.И., учитель технологии школы №3, представляю свою педагогическую идею: «Эстетическое воспитание обучающихся на занятиях студии Флор».
Сформировавшееся в последние годы во многом новое представление о ценностях образования вывело на первый план не столько предметные образовательные результаты, сколько развитие личности. Современные образовательные Стандарты в большей степени ориентированы на становление личностных характеристик выпускника школы.
Вот почему деятельность школы сегодня должна быть направлена на достижение учащимися следующих основных результатов:
Внеурочная деятельность в школе тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.
Именно внеурочная деятельность создает условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
С 2012г. 5-е классы нашей школы являются пилотными по введению ФГОС основного образования. Вот почему внеурочная деятельность в нашей школе организуется одним из направлением:
Одним из средств эстетического воспитания школьников является искусство цветочной аранжировки. Трудно переоценить воспитательное значение флористики, особенно для детей. К слову, в Японии аранжировка цветов - обязательный предмет в школьной программе. Японцы утверждают, что у человека, который занимается этим видом декоративного искусства, формируется "цветочное сердце", и это бесспорно: цветы своей красотой и нежностью, тонким ароматом благотворно действуют на психику человека, делая его терпимее, добрее. Человек, занимающийся аранжировкой цветов и флористикой, более подготовлен к восприятию других видов искусства - прежде всего изобразительного, декоративно-прикладного, к оценке их художественного уровня. Творчески работая с природным материалом, он обретает как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке он учится видеть неповторимую красоту, образ. Природа одаривает творца неисчислимым количеством растений, природным материалом с разнообразнейшими формами, цветовыми оттенками, активной динамикой. Этот материал вызывает образные ассоциации, активизируя творческий процесс.
Цель курса: эстетическое воспитании обучающихся.
Задачи:
формирование знания об основах цветочных композиций, правилах сбора, хранения и подготовки природного материала;
развитие художественного вкуса, фантазии, чувства ритма, умения рационально использовать природные богатства;
воспитание любви к родной природе, стремления к самостоятельному творчеству.
Программа занятий рассчитана на 68 часов. Рекомендуется заниматься по 2 часа 1 раз в неделю.
Программой предполагаются индивидуальные и коллективные формы работы при выполнении обучающимися творческих заданий. Предусмотрено изучение теоретических вопросов, практические занятия, посещение выставок, поездки на природу, организация выставок.
Практическая часть работы состоит из двух основных разделов: работа над композицией изделия; выполнение изделия в материале.
Изделия обучающихся должны носить общественно - полезную направленность и находить применение в школе для оформления кабинетов, праздников, в домашней обстановке школьников.
Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Задача руководителя кружка - показать обучающимся не только красоту цветочных композиций и композиций из природного материала, но и их значимость в современной жизни.
С первых дней школьникам надо приучиться к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию материала. Постоянно развивая интерес обучающихся к занятиям, руководитель кружка должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в переработке аранжировок или в создании новых композиций. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявления фантазии в разработке композиций, в работах по фитодизайну. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель кружка вместе с тем должен направлять творческую деятельность обучающихся, помогая им в выполнении поставленной задачи.
При заготовке природного материала детей следует знакомить не только с растениями, которые используются для композиций, а со всем разнообразием растительного мира лесов, речных долин, болот. Необходимо постоянно подчеркивать, что польза леса не только в том, что он дает многообразное сырье для промышленности. Лес выполняет в природе важные функции: сохраняет водные ресурсы, предупреждает эрозию почв, очищает воздух и т.д. Следует обратить внимание детей на то, что природу нужно наблюдать, подмечать скрытую до времени ее красоту, находить замысловато переплетенные корни, фантастической формы коряги.
Важным этапом в работе кружка является отчетная выставка работ его членов и проведение итоговых занятий. Руководитель и вся группа подводит итоги работы каждого кружковца и всего кружка в целом, отмечает, какие знания приобрели и чему научились школьники, посещая кружок. Выставка - одно из самых действенных средств пропаганды детского художественного творчества. На специальных стендах, щитах и плакатах раскрывается содержание деятельности кружка, участие кружковцев в массовых мероприятиях, рассказывается о перспективах будущей работы. Организация и проведение выставки - кропотливая и трудоемкая работа. Следует тщательно продумать размещение экспонатов, сделать надписи с указанием возраста, фамилии исполнителя. Желательно, чтобы выставку посетили специалисты, дали оценку работ, сделали конкретные замечания, поговорили с юными флористами об их изделиях.
В конце изучения курса обучающиеся должны:
знать:
что такое флористика, ее место в системе декоративных искусств;
виды цветочных аранжировок;
основные инструменты и материалы художника-флориста;
направления флористики;
специфику флористических изделий.
уметь:
выделять крупные сферы флористики;
приводить примеры объектов деятельности различных видов аранжировки цветов;
выполнять композиции из различных видов цветов;
использовать знания по цветоведению и композиции в практических заданиях;
объяснять роль флористики в духовной и материальной культуре.
Содержание курса
1. Флористика и ее направления (2 ч.)
Направления и стили флористики. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами различных видов флористических композиций. Искусство мастеров аранжировки: Мариан Ааронсон, Кеннет Тернер, Пола Прайк, Целуйко Т., Булыгина Г..
2. Инструменты и материалы (2 ч.)
Инструменты, оборудование, материалы, приспособления, аксессуары для аранжировки цветов.
3. Консервация растений (8 ч.)
Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях: высушивание на воздухе, в микроволновой печи, при помощи осушителей, консервация глицерином, оскелечивание.
4. Срезка и восстановление свежести садовых цветов (6 ч.)
Правила срезки растений. Подготовка свежего природного материала для создания композиций. Особенности подготовки стеблей растений: повядших, обмякших, одревесневших, выделяющих млечный сок, луковичных растений, крупных листьев.
5. Формы растительного материала (2 ч.)
Различные формы растительного материала: контурный, маскировочный, фокусировочный, материал – наполнитель. Особенности расположения данных материалов в цветочных композициях.
6. Основы для флористических композиций и панно (8 ч.)
Основы для флористических композиций и панно. Возможность самостоятельного изготовления рамок из различного материала.
7. Законы композиции (4 ч.)
Основы художественной композиции: органичность и целостность форм, симметрия и асимметрия. Пропорции, фон, текстура во флористике. Замысел и эскиз.
8. Основы цветоведения (4 ч)
Гармоничные цветовые сочетания. Цветовой круг. Цветовые сочетания: монохроматические, контрастные, полихроматические, аналогичные. Выбор цветовой гаммы.
9. Виды цветочных произведений (26 ч.)
Знакомство с видами цветочных произведений: букет, декоративное панно, венок, гирлянда, декоративное дерево. Правила их создания и хранения. Изготовление композиций.
10. Искусство оформления работ (4 ч.)
Завершающий этап в изготовлении цветочной композиции. Роль фона в панно.
11. Итоговое занятие (2 ч.)
Выставка флористических композиций. Представление коллективных и индивидуальных творческих работ. Их обсуждение и анализ. Знакомство с учебными заведениями, где можно продолжить дальнейшее обучение по данному направлению.
Примерные темы практических работ
1. Сбор и консервация растений различными способами.
2. Классификация и отбор по различным формам природного материала.
3. Выполнение эскизов цветочных композиций в соответствии с законами цветоведения и композиции.
4. Изготовление рамок для декоративных панно из природного материала.
5. Создание круглой композиции из живых цветов.
6. Создание декоративного дерева из сухоцветов.
7. Создание декоративного панно из сухоцветов.
8. Создание картины из цветов.
9. Изготовление композиции из сухого природного материала.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать:
особенности сбора и хранения природного материала;
правила консервации растений;
законы создания флористических композиций;
основные виды флористических композиций;
законы цветоведения и композиции.
уметь:
пользоваться различными приемами консервации растений;
обладать первичными навыками создания основных флористических композиций;
видеть конструктивную форму растений;
организовывать свое рабочее место.
Контроль уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Отчет поисковых групп обучающихся
Защита творческого проекта
Оборудование
Учебные столы,
доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления),
стеллажи для хранения детских работ, художественных и природного материалов, методического фонда,
механическое затемнение.
Технические средства обучения
экран,
компьютер,
мультимедийный проектор.
Литература для учителя
Задворная Т. Аранжировка цветов. - М.: Искусство, 1994.
Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
Миловский А. Песнь Жар-птицы. - М.: Искусство, 1987.
Некрылова А. Круглый год. - М.: Просвещение, 1991.
Новикова Е. Вдохновение. - М.: Искусство, 1994.
Николаенко Н. Икэбана. - М.: «Кладезь»1988.
Пропп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963.
Саркисова Л. Искусство букета. - М.: Искусство, 1970.
Субботина Т. Все хотят быть счастливыми. - М.: Просвещение, 1991.
Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987.
Юдин Г. Птица Сирин и всадник на белом коне. - М.: Детская литература, 1991.
Программы. Культура быта. - М.: Просвещение, 1986.
Ж. Юный художник. - М.: - 1979 № 9, 1985- №8,10, 1988- №7.
Литература для обучающихся
Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
Николаенко Н. Икэбана. - М.: «Кладезь»1988.
Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987.
Ж. Юный художник. - М.: 1979 № 9, 1985 №8,10, 1988 №7.
Пропп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963.










