Выступление на ПС № 4 (январь)
По выполнению индикаторов ГПРОН на 2016-2019 гг.
Современный мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов.
Нынешний этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции.
В 2015 году внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об образовании». Законодательно регламентирован поэтапный переход на обновленное содержание школьного образования(2016-1классы, 2017 – 1,2,5,7 классы), получение первой рабочей профессии в колледжах бесплатно и др.
Программа разработана на основе Плана Нации «100 конкретных шагов» с учетом ведущих мировых трендов.
Сроки реализации программы | 2016 - 2019 годы |
Целевые индикаторы | Доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию, в 2017 году – 61,2 % (7 детей неохваченных воспитанием м\ц), к 2019 году – 100 %. Доля школ, перешедших на обновленное содержание образования по опыту автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – НИШ), в 2016 году – 1 класс - 100 %, в 2017 году – 1,2,5,7 класс -100%; 2018 1,2,3,4,5,6,7,8 классы 100%. 2019 1-9 классы 100 % Доля учащихся с успеваемостью на «хорошо» и «отлично» (качество обучения) в 2016 году – 51%, в 2017 году – 62 %, в 2019 году – 70 %; Доля выпускников учебных, трудоустроенных и занятых в первый год после окончания обучения, в 2017 году – 100 %, в 2019 году – 100 %. |
Качественный состав | 2016 г – 53 % 2017 г. – 53 % 2018 г. – 60% 2019 г. – 66,6 % |
Успеваемость и качество знаний | 2016 – 2017 учебный год – 100%, 45,8% 1 четверть 2017-2018 учебного года – 100%, 51% 2 четверть 2017-2018 учебного года – 100%, 52,08% 2017-2018 учебный год – 100 %, 68% |
Анализ УВП | Анализ учебно – воспитательной работы предоставляется ЗД по УР Гусельниковой Л.Е. и ЗД по ВР Седневой Г.Г. за учебные четверти, полугодие и по итогам года. |
| |
Обновление содержания образования |
Доля детей охваченных обновлённым содержанием образования | 20 16 - |
Анализ образовательной ситуации. |
Охват детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением увеличился с 61 % (2016 год) до 100 % (2019 год).
1 м\ц – 1 воспитатель.
Значительное внимание уделено развитию содержательных аспектов дошкольного образования. Обновлен Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Разработаны общеобразовательная типовая программа дошкольного воспитания и обучения и образовательная программа предшкольной подготовки. Апробация программ, ориентированных на творческое и познавательное развитие ребенка, начата и в нашей школе. Таким образом, в развитии дошкольного образования страны и школы сделан значительный шаг вперед. Вместе с тем остаются области и задачи, требующие повышенного внимания и принятия соответствующих мер.
Проблемы:
1) малая накопляемость воспитанников – не полный день пребывания;
2) охват детей дошкольным воспитанием и обучением от 1-го до 3-х 0%; Из всех периодов дошкольного развития детей наименьшее внимание государства уделено детям от 0 до 3 лет, тогда как именно здесь закладываются основы для познавательного и интеллектуального развития ребенка, приобретения социальных и коммуникативных навыков.
3) Отмечается дефицит квалифицированных специалистов психологов;
4) Проблема омоложения кадров. В значительной степени это результат непрестижного социального статуса профессии воспитателя;
5) ежемесячная заработная плата воспитателя (в среднем она составляет 62,4 тысяч тенге) значительно ниже средней зарплаты по стране.
6) не выработаны единые подходы к проведению мониторинга достижений детей дошкольных организаций.
Актуальность обозначенных проблем обуславливает необходимость форсирования действий в обеспечении равных возможностей для всех детей младшего возраста.
Общее среднее образование
Школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. ВЭФ обозначил 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Казахстан в рейтинге ВЭФ «Исследование расхождений в навыках 21 века» находится в группе стран с низким уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников. Уровень компетенций и личных характеристик значительно ниже базовых навыков.
В свете новых подходов области профессиональных компетенций учителя расширяются. Это – междисциплинарная и проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в обучении и управлении, интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями и консультационное сопровождение родителей.
Практикуется повышение квалификации непосредственно на базе школ без отрыва от работы. Учителя имеют возможность пройти курсовую переподготовку на базе вузов и частных компаний (дистанционно). Проводятся семинары в рамках дней магнитной школы.
Индикаторы практики преподавания и руководства школой заложены в плане УВП, оценке индивидуальных результатов работы (аттестации администрации и педагогов) и отражают критерии качества профессиональной компетенции.
Максимально используются возможности школьной инфраструктуры. Применяется кабинетная система. Это создает психологическое разнообразие и смену впечатлений для детей, находящихся длительное время в здании школы.
Осуществляется масштабная трансляция опыта НИШ. Новая интегрированная образовательная программа ориентирована на развитие способностей детей применять знания и умения в реальной практике.
Внедрены новые механизмы профессионального развития педагогических кадров страны. Ключевым аспектом становится исследовательская деятельность учителя.
По новым трехуровневым программам повышения квалификации, прошли курсовую подготовку 4 педагога, что составляет 26,6 %. Мастер-классов для учителей школы проведено 4 в 2017-2018 учебном году.
Новая модель оплаты труда работников образования, запущена с 1 января 2018 года. Предусматриваются доплаты педагогам и стимулирующие надбавки за высокие достижения в работе. Это будет способствовать улучшению профессионализма учителей, повышению привлекательности профессии и сокращению чрезмерно высокой педагогической нагрузки;
Для проведения полномасштабных действий по развитию трехъязычного образования в школе на сегодняшний день не созданы условия – отсутствие специалиста по английскому языку.
Создаются условия для дополнительного образования и занятости детей во внеурочное время. Охват детей, занимающихся во внешкольных организациях и школьных кружках, составляет 37 %. Однако, участие и результативность находится на недостаточном уровне.
Новые подходы формирования молодого поколения, обладающего чувством ответственности за принимаемые решения и судьбу своей страны, заложенные в Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года создают условия самореализации и саморазвития.
Отсутствие выпускников, продолживших обучение в ВУЗах, сдававших ент говорит о низкой мотивации педагогического коллектива, направленной на конечный результат. Это было отмечено акимом района Ахметовым К.Ж. как недоработка администрации и коллектива педагогов. Показатели выпускников школы по итогам единого национального тестирования 2016 ниже районного балла (60 баллов).
Вместе с тем с учетом новых глобальных вызовов 21 века актуализируются вопросы качественного образования для всех детей.
Уровень материально-технической оснащенности школы слабый. Не имеем учебных кабинетов новой модификации: физики, биологии, математики, лингафонного кабинетов. Проблемы:
1) Малая накопляемость обучающихся по классам. Нет конкурентности. Школа не соответствует гарантированному государственному стандарту статуса ОУ.
2) Из-за отсутствия арендатора в школе 22 учащихся, нуждающихся в подвозе и 32 ученика обучающихся в школе не получают горячее питание;
3) Имеется потребность в педагогах со специальным образованием и методическом сопровождении;
4) Не в полной мере применяются инновационные технологии обучения.
5) Возможности доступа школьников к информационным технологиям ограничены. Низкими остаются показатели доступности школы к мировым образовательным интернет-ресурсам. В системе электронного обучения нет возможности. ;
6) Традиционный подход в обучении и развитии обучающихся не позволяет мотивировать школьников на активный процесс познания и развития.
7) Остается высокой потребность в учителях-предметниках со знанием английского языка. Качественный состав педагогов школ с высшей и первой квалификационными категориями составляет 60 %.Учителей, имеющих степень магистра нет.
8) Низкий % курсовой подготовки по обновлённой программе;
9) Отсутствие молодых педагогов, способной и творческой молодежи;
10) Недостаточна сеть кружков: роботостроения и техники, IT-площадок, объединений юных туристов и натуралистов. Эффективность воспитывающего потенциала школы в силу дефицита профессиональных педагогов дополнительного образования остается низкой;
11) Не достаточно отработаны механизмы мониторинга успешности обучения выпускников начальной школы (участие в НОУ, олимпиадах конкурсах, соревнованиях).
12) Внешняя оценка учебных достижений выпускников основной школы не позволяет своевременно выявлять и поддерживать учащихся с низкой успеваемостью и т.д
Таким образом, на этапе нового старта школьного образования необходимо выработать механизмы сокращения разрыва между «лучшими» и «худшими» учениками, усилить воспитательную работу с учетом принципов общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», «Рухани жанғыру».