Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Ведущей идеей моей профессиональной деятельности является связь предметного обучения окружающего мира, литературного чтения с развитием гражданских и нравственных качеств личности, ее познавательного и творческого потенциала. В рамках реализации данной идеи мною решаются следующие задачи:
1).реализация потенциала личности ребенка, формирование у учащихся определенных гражданских и нравственных идеалов, служащих показателем отношения личности к обществу;
2).формирование позитивного правосознания школьников;
3).развитие у учащихся рационального и эмоционального восприятия социальной действительности;
4).развитие познавательной активности школьников.
Осознавая значимость работы по формированию чувства уважения к Родине, родному краю, его истории и традициям для подрастающего поколения, стараюсь направлять деятельность своих учеников именно в этом направлении. Как учитель и классный руководитель принимаю актив
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “малая Родина”, “Отечество”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Развитие у ребят гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социально-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, формирование и развитие разносторонней личности осуществляю в первую очередь через различные уроки:
1.Традиционные (вводный урок; изучение нового материала; комбинированный урок (опрос и изучение материала); контрольный урок; урок повторения, обобщения).
2.Нетрадиционные (уроки в форме соревнований и игр; уроки-исследования; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие; уроки-мероприятия; интегрированные уроки).
Формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма способствует курс «Мир вокруг меня», который реализуется мною через внеклассную работу.
Благодаря этому кружку мои ученики имеют возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Свою работу реализую через следующие блоки:
1. Мой дом. Родословная семьи.
2. Родная школа. Ее история и традиции.
3. Мой город: прошлое, настоящее, будущее.
4. История области (края).
Применяю и различные внеурочные формы, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся: факультативные занятия, конференции, консультации, экскурсии, конкурсы школьного уровня и т.д.
Считаю, что в первую очередь мои ученики должны быть настоящими людьми, с развитыми духовно-нравственными и социально-значимыми качествами. Воспитанники моего класса активно принимают участие в различных школьных мероприятиях, соревнования, акциях, а также экскурсиях и поездках, направленных на изучение родного края. Именно на базе своего класса стараюсь осуществлять свои идеи и задумки по гражданскому воспитанию. В основе гражданско-патриотической работы с моим классом лежит следующая схема мероприятий:
Сентябрь
|
1 – Урок Знаний.
1-3 – экскурсии, прогулки “Город, в котором я живу”.
|
Октябрь
|
1 октября – День пожилого человека.
5 – классный час “Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей” (День Учителя.)
|
Ноябрь
|
26-30 – Дни материнской славы, конкурсы стихов, сочинений, участие в школьном концерте.
|
Декабрь
|
1-10 – Декада правовых знаний, встречи с работниками правоохранительных органов.
|
Февраль
|
– Месячник защитников Отечества “Служу России”,
|
Март
|
– Участие в мероприятиях, посвященных 8 марта.
|
Май
|
– Декада боевой славы России (Участие в фестивале стихов и рисунков.).
|
ное участие в реализации школьной воспитательной программы.