МОУ Гимназия №9 Кировского района г. Волгограда
Выступление учителя биологии Орловой Елены Ивановны на РМО 03.11.2015.
«Организация системы учебных действий на уроках биологии
согласно ФГОС второго поколения».
I. Применение ИКТ в образовательном процессе.
II. Мини-проекты, модели, схемы.
III. Использование рабочих тетрадей.
Теоретико-методологической основой разработки Программы развития УУД для основного общего образования в рамках ФГОС стал системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С. Выгодского, Г.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и ряде других. Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков, к определению цели как умению учиться!
В блоке познавательных УУД выделяют общеучебные действия, в которые входят, в том числе, «применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств». Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе является обязательным условием при работе по ФГОС.
I. Применение ИКТ в образовательном процессе.
Презентация «Применение ИКТ в образовательном процессе на уроках биологии».
Новый принцип образования.
Отход от парадигмы формирования личности с заданными свойствами и поворот к разработке теории образования как личностно-ориентированного культуросообразного педагогического процесса.
Образованный член информационного общества должен иметь возможность:
- - доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания;
- - понимать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах;
- - знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться.
Новые информационные технологии:
- - обучение личностно-ориентированное;
- - современные образовательные задачи;
- - новый характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.
Выбор и освоение педагогами ИКТ обусловливается факторами:
- - целями, которые сознательно ставит педагог, проектируя выбор;
- - потребностью образовательной ситуации, осознанной педагогом;
- - несоответствием наличных результатов образовательного процесса современным требованиям;
- - содержанием и спецификой ситуации обучения конкретных детей в конкретных условиях;
- - уровнем сформированности информационной компетентности педагога и обучающихся.
Функции компьютера на уроках:
- - игровая;
- - имитационная;
- - конструирующая;
- - обучающая;
- - моделирующая;
- - контролирующая (тестирование);
- - экспериментальная;
- - аналитическая;
- - технологическая.
Типы уроков:
- - урок изучения нового материала;
- - урок - лабораторная работа;
- - урок - исследование;
- - урок решения задач с последующей компьютерной проверкой;
- - урок - защита проекта;
- - урок - обобщение.
Потенциал ИКТ:
- - эмоциональное воздействие на ученика;
- - редактирование объектов;
- - создание собственных плакатов;
- - возможность многократного повторения звукового сопровождения;
- - анимация и видеофрагменты;
- - экономичность.
Предоставляемые компьютером технологические и методические преимущества:
- - индивидуализация обучения;
- - оперирование большими объёмами информации;
- - комплексное воздействие на различные информационные каналы (слух, зрение);
- - неограниченное количество обращений к заданиям;
- - немедленное предоставление обратной связи и др.
Демонстрируются материалы по темам «Строение корня» (6 класс) и «Многообразие кишечнополостных животных» (7 класс), с анимациями, видеофрагментами, а также примерами презентаций, выполненных учащимися (7 Б - Бобенко Михаила, 9 В - Смёрткиной Вероники, 7 А - Сорокина Игоря).
II. Мини-проекты, модели, схемы.
Я работаю с 2013-2014 учебного года по УМК под редакцией профессора Пономарёвой. В конце каждой главы учебников задания: «Подведём итоги»:
1. Ответы на вопросы.
2. Задания на соответствие, вставить пропущенные буквы, придумать слова и т.п.
3. Мини-проекты, модели, схемы - модели растительной и животной клеток, строение лишайника, цепи питания, рисунки, схемы, презентации.
Учащиеся выполняют такие задания с удовольствием, творчески подходя к работе, имеют высокие оценки.
Приложение №1 - Коллекция работ учащихся.
III. Использование рабочих тетрадей.
Рабочие тетради в УМК линии Пономарёвой имеют разнообразные задания, формирующие все виды УУД. Использование их на уроке позволяет реализовать системно-деятельностный подход.
Часто родители отказываются приобретать рабочие тетради с печатной основой. В этом случае можно выйти из положения, выполняя задания в обычных тетрадях. При этом, на учителя ложится дополнительная нагрузка по методическому и дидактическому обеспечению урока.