Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего
образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Институт дополнительного образования
Факультет переподготовки и повышения квалификации
Выступление
на Всероссийской научно-практической конференции
«Проблемы и перспективы развития образования»
«Формы контроля во внеурочной деятельности»
(из опыта работы)
Подготовила:
Алексеева Анна Алексеевна,
учитель начальных классов
высшей категории
Орехово-Зуево
24 ноября 2017 г.
«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». ( Из Конвенции о правах ребёнка)
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в школе. Теперь наряду с урочной деятельностью неотъемлемой частью образовательного пространства школы является организация внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе
Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся
Улучшить условия для развития ребенка
Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Закрепить и создать условия для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов
При организации внеурочной деятельности встаёт вопрос о формах контроля.
Формы и методы контроля учебной деятельности в начальной школе давно определены:
Текущие формы:
- устный опрос
- самостоятельная работа
- диктанты
- контрольные работы
- контрольное списывание
- тестовые задания
- графическая работа
- изложение
- доклад
- творческая работа
Итоговая аттестация:
- диагностическая контрольная работа
- диктанты
- изложение
- контроль техники чтения
Формы же контроля внеучебных достижений учащихся чётко не сформулированы и не обозначены.
Объекты контроля и анализа во внеурочной деятельности могут быть:
• познавательная активность, интерес к учению, школе;
• сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;
• применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
• участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;
• выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС предлагают следующие формы контроля: творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые занятия, вернисажи и т. д.
Мне бы хотелось рассказать о формах контроля принятых у нас в школе.
В этом году на базе нашего учреждения была организована работа академической внедренческой площадки ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» в направлении «Выявление оптимальных путей преодоления рисков низкой мотивации субъектов образовательного процесса к участию во внеурочной деятельности»
Экспериментальная нелинейная форма организации внеурочной деятельности в МОУ СОШ № 12 с УИОП включила в себя школьное объединение «Мозаика», в которое вошли учащиеся 1 классов, учителя и родители.
Общекультурное направление представлено клубом «Карусель», организатором которого являюсь я. Такую форму организации внеурочной деятельности я выбрала, потому что считаю клубную деятельность прекрасным средством развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, культуры поведения и общения, бережного отношения к своему здоровью. Клубная деятельность создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения школьников, предоставляет им возможности для отдыха и развития. Клубное объединение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и способно в значительной степени повысить воспитательную эффективность общешкольного коллектива.
Особой формой контроля, представленной в программе, являются ежемесячные события. Они включают в себя коллективные творческие дела и акции; игры, игровые программы; праздничные мероприятия; выступления агитбригад.
Фрагмент календарно-тематического планирования:
№ п/п | № урока по теме | Название разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Осенний калейдоскоп (8 часов) |
1 | 1 | Игры-забавы осенних посиделок | 01.09.17-08.09.17 | |
2 | 2 | Игры-забавы осенних посиделок |
3 | 3 | Пословицы, поговорки, песенки про осень | 11.09.17-15.09.17 | |
4 | 4 | Загадки, ребусы на тему «Осень» |
5 | 5 | Разучивание танцевального этюда «Осень» | 18.09.17-22.09.17 | |
6 | 6 | Поэзия на осеннюю тему |
7 | 7 | Разучивание танцевального этюда «Осенние листочки» | 25.09.17- 29.09.17 | |
8 | 8 | СОБЫТИЕ Посиделки «Осень, осень, милости просим!» |
Яблочный джем (21 октября- Международный день яблок) (6 часов) |
9 | 1 | Русские народные сказки, в сюжете которых есть яблоки, яблони | 02.10.17- 06.10.17 | |
10 | 2 | Игры с яблоками | | |
11 | 3 | Авторские сказки про яблоки, стихи о яблоках | 16.10.17-20.10.17 | |
12 | 4 | Разучивание танцевального этюда «А я яблоки люблю» |
13 | 5 | Подготовка агитбригады «Яблоки каждый день» | 23.10.17-27.10.17 | |
14 | 6 | СОБЫТИЕ Агитбригада «Яблоки каждый день» |
«Посвящается мамам…» (26 ноября - День матери) (6 часов) |
15 | 1 | Стихи детских поэтов о маме | 30.10.17-03.11.17 | |
16 | 2 | Конкурс чтецов стихотворений о маме |
17 | 3 | Песни о маме | 06.11.17- 10.11.17 | |
18 | 4 | Разучивание песни «Мамочка моя» |
19 | 5 | Подготовка номера к концерту для мам | 13.11.17- 17.11.17 | |
20 | 6 | Подготовка номера к концерту для мам |
21 | 7 | Подготовка номера к концерту для мам | 27.11.17- 01.12.17 | |
22 | 8 | СОБЫТИЕ Концерт, посвящённый Дню матери |
Мы за чаем не скучаем (15 декабря- Международный день чая) (4 часа) |
23 | 1 | Познавательно-развлекательное мероприятие «Чайные традиции» | 04.12.17-08.12.17 | |
24 | 2 | Игра «Чай, чай, выручай» |
25 | 3 | Разучивание песенки-игры про чай | 11.12.17-15.12.17 | |
26 | 4 | СОБЫТИЕ Акция «Чай пить- долго жить» |
Таким образом, сентябрьским СОБЫТИЕМ явилось внеклассное мероприятие «Осень, осень, милости просим!». Первоклассники выучили стихи на тему «Осень», разучили танцевальные этюды, играли в игры, и, даже подготовили свой первый проект «Деревья осенью».
В октябре главной темой заседаний клуба была тема о пользе овощей и фруктов, особенное внимание уделялось яблоку как самому ценному фрукту из наших отечественных плодов. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями. Формой контроля в этом месяце стало участие детей в агитбригаде «Яблоки каждый день». Агитбригада посетила все классы начальной школы, где задорно и убедительно призывала ребят употреблять в пищу этот полезный плод.
В ноябре члены клуба «Карусель» были заняты подготовкой ко Дню Матери: песню выучили, танец подготовили, портреты мам нарисовали, подарки своими руками сделали. Ждём концерта!
Декабрь - зимний холодный месяц, самое время для дружеского чаепития. Тем более 15 декабря- Международный день чая. На заседаниях клуба ребята не только узнают об этом прекрасном напитке, но научатся (с помощью родителей) правильно заваривать чай и «правильно» пить его с молоком, лимоном и с удовольствием. Формой контроля будет акция «Чай пить - долго жить», которую мы планируем устроить прямо в рекреации.
Конечно, такой ежемесячный контроль, представленный в виде различных мероприятий (событий), требует от учителей, как организаторов внеурочной деятельности много сил, как творческих, так и физических. Тем более, если учесть, что первые классы активно участвуют и в других сферах школьной жизни. Но труды вознаграждаются огромным желанием ребят участвовать во всех мероприятиях, которые мы назвали СОБЫТИЯМИ.
Вывод: эффективность контроля во многом зависит от правильно выбранной формы его проведения. Практика показала, что форма контроля творческих способностей в виде событийных мероприятий, позволяют не только поднять интерес учащихся к занятиям, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения «снимают» традиционность, оживляют мыслительную деятельность детей.
Литература:
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/(Д.В. Григорьев, П.В.Степанов).- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223с. ( Стандарты второго поколения)
Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе.- Ярославль.: Академия «К», 2000.- 240с
Волина В.В. Праздник букваря.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1995.- 384с.
Волина В.В. Праздник числа.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1997.- 304с.
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические движения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.: Издательство «Гном – Пресс», 2007.- 64с.
Интернет ресурсы:
https://secret-terpsihor.com.ua/- Секреты Терпсихоры. Авторский сайт Ольги Киенко
https://www.youtube.com/ - видеохостинг
http://www.zavuch.ru/ - Завуч.инфо
https://infourok.ru/- ИНФОУРОК
7