Описание практики работы с детьми, испытывающими трудности при изучении учебных предметов
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности… В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
В.А. Сухомлинский
Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности ребёнка должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младшего школьника: преобладание непроизвольного внимания над произвольным, слабая концентрация, сложность переключаться быстро с одного вида деятельности на другой. Учитывая все эти особенности психики младшего школьника, необходимо широко использовать игровые формы активности детей. Игры в своем развитии переходят от предметных к ролевым. А от ролевых к дидактическим. Поэтому очень высока роль дидактические игры в процессе обучения детей 6-7 лет. Сначала ребенок проявляет интерес к игре, а затем и к учебному материалу. Таким образом, у учащихся постепенно формируется интерес к учебному предмету. Также формируются навыки учебной деятельности. Умения анализировать, сравнивать, обобщать. Интерес ребенка к дидактической игре из игрового действия трансформируется в умственную задачу. Дидактическая игра стимулирует наглядно-образное мышление, произвольное внимание, способствует продуктивному запоминанию материала. Запоминание происходит быстрее, материал помнится дольше, воспроизводится точнее. Дидактическая игра является необходимым средством воспитания познавательной активности детей, развивает мыслительные процессы. Именно в игре дети с большим желанием готовы преодолевать трудности. Она помогает превратить любой учебный материал в увлекательное занятие, способствует созданию позитивного настроя у ребенка и как следствие, помогает легче усвоить знания. Игра помогает ребенку без особых усилий овладеть необходимыми знаниями.
Согласно ФГОС в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика. В тоже время возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста обуславливают необходимость плавного перехода от игровой к учебной познавательной деятельности, что осуществляется далеко не всегда. Именно поэтому проблема взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности является актуальной.
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Содержание дидактической игры помогает осуществить учебные задачи, которые учитель ставит на уроке. Игра помогает не только освоить, но и систематизировать учащимся знания и умения.
При подборе и проведении игр необходимо учитывать следующие требования:
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей
Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения
Необходима продуманность системы оценивания за участие и результат игры
При проведении игры большое значение имеет динамичность, эмоциональная привлекательность.
Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
По окончании игры необходимо проведение обсуждения хода игры и ее итогов.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.
По характеру различают обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, творческие, коммуникативные профориентационные игры;
По количеству участников – индивидуальные, парные, коллективные, массовые игры;
По виду деятельности – физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, психологические игры;
По форме – путешествия, поручения, соревнования, предположения, загадки, беседы, настольно-печатные, словесные, сюжетно-ролевые, предметные, коллективные дидактические, компьютерные игры;
Важно с самого начала заинтересовать ребёнка, поэтому урок можно начинать с игрового момента. Часто в гости на уроки приходят сказочные герои: Буратино, Незнайка, Чебурашка, Айболит, Федора и т.д. Они просят помощи или приносят задания: загадки, ребусы, кроссворды, математические примеры, являются героями задач, текстов.
Перед проведением игры необходимо приготовить необходимое оборудование, наглядный материал, объяснить правила или сюжет.
В игре должны принимать участие все учащиеся, если одновременно участвует только часть детей, то остальные выполняют роль контролеров и т.п.
Если игра используется на уроке ознакомления с новым, то в ней должны быть практические действия с группами предметов, рисунками, схемами. На уроках закрепления важно применять игры на воспроизведение действий, свойств, приемов. В игре следует продумывать и обратную связь (сигнальные карточки, разрезные цифры, буквы)
Игры применяю на любом этапе урока
В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.
В середине урока дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы.
В конце урока игра может носить поисковый характер.
В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными УУД.
Хочу поделиться своим опытом по организации работы на уроках русского языка, математики, литературного чтения.
Орфографическая грамотность - основная часть изучения русского языка. На каждом уроке русского языка я провожу орфографическую разминку.
Горка, горочка, гора,
Под горой есть нора.
В той норе живёт лиса,
Среди всех лесов – краса.
О лисе той не тужите,
Сколько правил здесь, скажите?
Применяю на уроках упражнения с элементами какографии, которые также способствуют развитию орфографической зоркости. А если ошибки делает какой- нибудь сказочный герой, то исправлять их ещё интереснее.
Я пишу в тетрадь карова,
А карова- нездорова.
Я пишу: сабака фомка,
А сабака лает громко.
Я пишу: бильчоно к тишка,
А бильчонок целит шышкой
Прямо в лоб мне и кричит:
- Лучше правила учи!
Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК | РОМАШКА | РОЗА | ЛУК |
КОШКА | СОБАКА | ВОРОБЕЙ | КОРОВА |
БЕРЕЗА | ДУБ | МАЛИНА | ОСИНА |
КОРОВА | ЛИСА | ВОЛК | МЕДВЕДЬ |
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
Дидактическая игра: Одним словом.
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие.
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.
1. Шестьдесят минут-…(час).
2. Густой частый лес- …(чаща).
3. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
4. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).
5. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).
6. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)
Дидактическая игра: Все наоборот.
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.
Игрушка для елки-…(елочная игрушка)
Герой сказки- … (сказочный герой)
Сок яблока-… (яблочный сок)
Суп из молока -…(молочный суп)
Варенье из клубники-… (клубничное варенье)
Каша из гречки-… (гречневая каша)
Вода из речки-… (речная вода)
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.
Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Математика- один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
“Назови соседей числа”
Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).
Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.
Для закрепления навыков счета можно предложить игру
«Слушай и считай»:
Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определенное число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.
Игра «Забей мяч в корзину».
Ход игры: На доске вывешиваю рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 12, 18, 24. Каждому ряду даётся задание составить за определенное время (5минут) как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Первый ряд – с ответом 12, второй – с ответом – 18 и третий ряд – с ответом – 24. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.
Игра «Нумерация».
Послушай число, вместе с соседом прохлопай его в ладоши (один хлопает столько раз, сколько в числе десятков, другой – сколько в числе единиц). Через три числа поменяйтесь.
15, 11, 14, 16, 19, 13
Ритмический счёт через 2.
Дети в парах хлопают в ладоши – хлопок (1), прикосновение друг к другу ладонями (говорят «два»), хлопок (3), прикасаются – говорят «четыре» и т.д.
Игра «Хлопки» (учитель читает числа или показывает их, дети делают один хлопок – если число однозначное, два хлопка – если число двузначное).
Аукцион знаний.
На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).(проводится в конце урока)
Загадки на уроках математики.
Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Я использую математические загадки и на уроке, и во внеклассной работе во время отдыха, так как они всегда интересны детям.
На уроках литературного чтения я часто использую театрализованные игры.
В процессе работы школьники знакомятся со своей ролью или с произведением, по которому делается инсценирование. Они подробно изучает текст, перечитывают его несколько раз и «пропуская через себя», встают на место героя, которого играют. Развитие памяти – одна из важных задач, решаемых в процессе обучения и воспитания. Театрализация способствует развитию практически всех видов памяти (кратковременной, словесно – логической, образной, эмоциональной), произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому театрализованная деятельность в начальной школе является одним из лучших средств развития памяти детей.
Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывают, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.