Взаимодействие учителя-логопеда и учителя адаптивной физкультуры на занятиях с обучающимися с
ТМНР в рамках реализации ФГОС.
Обеспечить постепенное включение обучающего с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в учебный процесс возможно только при условии тесного взаимодействия педагогических кадров и специалистов сопровождения.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, находящимися на длительном лечении в условиях школы выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.
Коррекцией речевого и общего развития ОНР обучающихся с ТМНР занимается не только учитель-логопед, но и учитель по адаптивной физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение обучающихся, то учитель по адаптивной физической культу ре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит учителя по адаптивной физической культуре с диагнозами обучающихся с ТМНР (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.
Выявив уровень психоречевого развития обучающихся с, ТМНР совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности учителем по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием обучающихся. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно, как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития обучающихся, так и специальных коррекционных.
Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре обучающиеся прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Учитель-логопед знакомит учителя по адаптивной физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему, совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с обучающимися на занятиях по адаптивной физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для обучающихся с ТМНР имеющих общим недоразвитием речи.
Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например, при отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой обучающие закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).
Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по адаптивной физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении». Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря обучающегося, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития, обучающихся с ОНР учителю по адаптивной физкультуре, приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.
Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.
На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность обучающихся, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.
Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями обучающихся, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет учитель по адаптивной физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.
Обучающиеся с ТИНР научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи обучающихся, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Во время физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат обучающихся с ТМНР, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность обучающихся, способствующая развитию общей и мелкой моторики.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы, имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.