Просмотр содержимого документа
«"Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в условиях группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи."»
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в условиях группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речевого развития.
Взаимодействие участников образовательного процесса (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, родители) является основой для успешного решения образовательных, воспитательных и коррекционных задач при обучении детей с ОВЗ.
У детей с нарушениями речи снижена умственная работоспособность, недостаточно развита общая и мелкая моторика, трудности во взаимодействии с окружающим миром. Поэтому основная задача коррекционно-педагогической работы с такими детьми является создание условий для всестороннего развития в целях обогащения социального опыта ребёнка и гармоничного включения его в коллектив сверстников.
Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития необходимо правильно оценить их возможности и выявить особые образовательные потребности. Это помогает сделать диагностика. И уже по результатам диагностики вырабатывается стратегия и тактика коррекционно-развивающего воздействия.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающее и информационно-консультативное.
Тесный контакт воспитателя и учителя-логопеда необходим для успешного преодоления имеющихся у детей нарушений речевого развития. Если учитель-логопед формирует навыки правильной речи, то задача воспитателя – закреплять эти навыки во всех видах детской деятельности.
В нашей группе ведётся тетрадь взаимосвязи с логопедом, в которой прописан лексический материал для работы с детьми. Этот материал мы используем для работы в течение всей недели. В этот материал входят такие пункты:
- познавательно-речевая деятельность (чтение художественной литературы, рассматривание лексического альбома по теме недели, отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок)
- развитие психических процессов (дидактические упражнения на развитие внимания, мышления, воображения)
- развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)
- расширение и активизация словаря (дидактические игры на расширение и активизацию лексического словаря)
- формирование грамматических категорий (составление предложений, падежные конструкции и т.д.)
- развитие связной речи (составление рассказов по лексической теме недели)
- артикуляционная и дыхательная гимнастика
- динамическая пауза
Весь материал посвящен одной лексической теме и отрабатывается в течение недели. Коррекционную работу включаем во все режимные моменты и наработанный логопедом речевой материал многократно повторяется в течение недели.
В тетради взаимосвязи прописана и индивидуальная работа с детьми на закрепление, автоматизацию и дифференциацию звуков, развитие общей и мелкой моторики рук.
В группе проходят еженедельные беседы с учителем-логопедом по введению в образовательный и воспитательный процесс новых дидактических игр, пособий, приёмов работы с детьми по закреплению поставленных звуков, освоению новых дыхательных методик (дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой).
Качество и эффективность коррекционной помощи детям с нарушением речевого развития напрямую зависит от тесного сотрудничества воспитателя и учителя-логопеда.