Взаимосвязь содержательной части учебного текста с приёмом смыслового чтения.
Одно из требований нового государственного федерального стандарта общего образования (ФГОС ООО) – умение работать с различными видами информации. Это одно из универсальных учебных действий, которое развивают на каждом уроке. Но возникает опасение, что информация может так и остаться информацией, только переведённой в другой вид (из текстового в графический, табличный и наоборот). Информация же должна переходить в знание, а значит, проходить этап осмысления. Большую часть информации мы получаем через печатное слово, отсюда становится очевидна важность работы с текстом.
Смысловое чтение – одна из самых оптимальных технологий, которая позволит реализовать требования ФГОС ООО в условиях современной школы, в частности на уроках междисциплинарного курса «Смысловое чтение»
В сознании многих вошло, что данная технология в основном применяется на уроках литературы, а понятие «текст» подменяют художественным произведением. Технология продуктивного чтения использует не художественные, а учебные тексты, и применяется на всех уроках без исключения.
Есть ряд особых требований, которые предъявляется к учебному тексту. Во-первых, он должен содержать предметную информацию, предусмотренную учебной программой, в полном объёме. Во-вторых, он должен развивать способность детей использовать разные виды смыслового чтения (ознакомительное, поисковое, изучающее) и овладеть их приёмами.
Содержательно-информативная составляющая текста должна быть представлена так, чтобы максимально использовались возможности каждого приёма. И наоборот, каждый приём смыслового чтения должен максимально помочь осмыслить предметную составляющую текста.
Рассмотрим на примерах возможность практического применения правильного выбора приёмов смыслового чтения. Возьмём три вида: приём «кластеры», приём «постановка «толстых» и «тонких» вопросов», приём «опорные сигналы».
Приём «кластеры». С помощью кластеров удобно изучать тексты, насыщенные фактической информацией. Изначально нужно выделить в них ключевые слова (это слова, несущие на себе основную смысловую нагрузку). Они отвечают на вопросы: кто/что, где, сколько, когда/ как долго. Обычно в этих текстах нет или представлена в небольшом объёме информация, дающая возможность неоднозначной трактовки, предметов для дискуссии, отвлечённых размышлений.
Последовательность действий:
- посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;
- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (по принципу: модель «планеты и ее спутники»);
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает текст, определяет информационное поле данной теме.
Пример текста и его прочтение с помощью приёма «кластеры» представлен в Приложении № 1.
Приём «толстых и тонких вопросов». При работе с текстом, где фактический материал может быть объяснён с помощью логических умозаключений, опирающихся на общий кругозор читателя и предметное содержание конкретного текста, эффективно использовать приём «толстых и тонких вопросов».
"Тонкие” вопросы - вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана: Кто? Что? Когда ? Как произошло? Было ли ...?
"Толстые” вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать: Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?
Приём удобен тем, что текст воспримет каждый читатель в соответствии со своим уровнем подготовки.
Пример текста и его прочтение с помощью приёма «толстых и тонких вопросов» представлен в Приложении № 2.
Приём «опорные сигналы». Изучение развернутого теоретического материала целесообразно вести через его сжатое представление в виде опорных сигналов. Обычно это тексты, насыщенные специальной терминологией, объясняющие законы, понятия, фундаментальные принципы различных наук, Опорные сигналы — это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию. Опираясь на ассоциативность мышления, система опорных сигналов способна структурировать в наглядную конструкцию систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Это даёт точную и понятную расшифровку, т.е. графический знак ассоциативно связывается с определённым материалом. Идеально для этой системы подходят тексты, содержащие понятия, у которых есть общепринятые графические изображения, включая буквенные изображения научных формул.
Пример текста и его прочтение с помощью приёма «опорные сигналы» представлен в Приложении № 3.
При грамотном использовании приёмов смыслового чтения на уроках у учащихся развивается метапредметное умение оптимально воспринимать, осмыслять и усваивать информацию учебного текста.
Приложение №1


Приложение № 2


Приложение № 3

