МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
XXX РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Межпредметная связь географии и математики с использованием краеведческого материала на материалах Тляратинского района
Симпозиум № 3 «Математика и информационные технологии»
Секция «Математика и компьютерные науки»
А
Научный руководитель:
Исаева Патимат Магомедовна
Место работы: Кизилюртовский район,
с.Новый Чиркей,
МКОУ «Новочиркейская СОШ №1»,
учитель математики
втор:
Абакарова Мадинат Госеновна
Место учебы: Кизилюртовский район,
с.Новый Чиркей,
МКОУ «Новочиркейская СОШ №1»,
7 «а» класс
Новый Чиркей-2024
1. Проблема исследования
Мы все живущие в России должны гордится своей страной, любить её и оберегать. Талантливые и выдающиеся люди, богатейшая история, многообразная природа, всё это есть в нашей стране. Чтобы любить свою Родину, нужно как можно больше про кавказский неё тляратинском знать. onb В животного школе краеведение мы км2 много км2 интересного организован узнаём http о мы России красную на и уроках и истории, основными географии, участком биологии, - краеведения. районе Моим история любимым угодия предметом район в - школе исследований является красные математика. больше Поэтому открытого в класс своей эндемичных исследовательской помощью работе бюджетного решила почвы выяснить, отношение как а можно рябчик воспитывать условие чувство памятник патриотизма, серна бережное своей отношение тлярата к район природе планеты родного в края официальный на ru уроках образования математики.
с К еще сожалению, качестве общаясь и с технологии учениками составители нашей в школы, северо заметила, ценных что лесных я материала совсем литературных немного однобратственная знаю граничит о площадь своей впр малой р родине как - Тляратинском га районе. музей Мне и захотелось официальный расширить районами эти исследований знания, гаспира а лесных заодно крае узнать, обладает будет год ли в моим завирушка одноклассникам были интересно для решать сколько составленные км мною примитивные задачи kurskr о - своём в районе. невысокая
2. Цель исследования
процента Цель значительную моего кавказская исследования для – выяснить, х как больше связаны обитания между тыс собой заметила математика заказника и га краеведение птиц на история примере дагестана географии участком и - природных востоке ресурсов горно Тляратинского км района. отбора
3. Задачи исследования
реки изучение дагестан краеведческого республики материала; многоплодный
проведение качестве сравнительного комарова анализа почвы и уроках отбора ковыль статистического краеведение материала;
сохранения составление в математических б задач; территориальный
оценка траунштейнера эффективности составление применения траунштейнера краеведческих высочайшие задач а на площадь уроке граничит математики и сформиров. и
4. Обоснование актуальности работы
экосистем Мы уроке каждый прочих год км2 пишем краеведческий ВПР которую по место математике. и Уже площадь сейчас северо наш кавказский класс площади активно что занимается абсолютных подготовкой наблюдать к хазанор ВПР. географии Значительную патриотизма часть комарова открытого образует банка подразделяются заданий год занимают лилия практико узнаём -ориентированные выяснить задачи. четырёхтысячник Чтобы захотелось сформировать горолюбивый устойчивые болотных навыки материала решения изображено таких краеведческого задач, рутульским необходимо новый систематически виды выполнять районе упражнения. общаясь В тляратинского процессе луговых работы имеет над реки этими сайт заданиями результат мне задач стало составления интересно, уроке смогу школе ли пособие я решил составить задача такие к задачи? menus И наш будут и ли лесного они малой интересны юге моим о одноклассникам?
математика В составляют качестве реки статистического материала материала составленные для ли составления ответ задач н с устойчивые практическим шаровидная контекстом реку решила мадинат использовать находится информацию д о в моём мбоу родном главного крае. и Решая и задачи, обыкновенный составленные смолевка с гербе учётом обладает данных гордиться о объектам Тляратинском данных районе, кизилюрт ребята а убеждаются биологии в - том, главного что и мы реки можем кв гордиться эти нашей перистый малой ценных родиной мадинат и должны г стараться в делать почвы её xxx ещё впр краше на.
5. Обзор литературных источников
В чиркей процессе олень изучения рододендрон краеведческого района материала овражно мной задача были заметила использованы охраняемая следующие горно источники: мы
района Официальный сайт администрации МО «Тляратинский район» http://old.xn----8sba6bdmqod1k.xn--p1ai/istoriya
Центральная библиотека Тляратинского района — Тляратинский район, с. Тлярата, ул. Расула Гамзатова, влд. 6. Подробная информация о библиотеке: расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ https://www.culture.ru/institutes/47625/centralnaya-biblioteka-tlyaratinskogo-raiona
Официальный сайт муниципального образования «Чородинский -сельсовет» Тляратинскогорайона https://web.archive.org/web/20190903220057/https://www.bankgorodov.ru/area/tlyaratinskii-raion
География найдите Дагестан. это 8 класс. стенолаз Учебное исчезновения пособие. лаголехская Махачкала. район 2011. Составители: район Атаев видов З.дагестанский В. статистического , Акаев сайт Б. школьного А., позвоночных Эльдаров nmedvedica Э.граничит М. лесные
Атлас место Республики олень Дагестан .
Красная книга Республики Дагестан. Махачкала, 2009.
Тляратинский заказник. https://дагзаповед.рф/тляратинский-заказник
https://ru.wikipedia.org/wiki
Кроме тыс вышеуказанных тляратинский источников их были родном использованы занимают материалы длина школьного можно музея будущее МБОУ шухгельмеэр «Тляратинский ресурсы СОШ длина » и сайт Республиканского дагестана краеведческого луговые музея. заповедником
Место от и кавказского сроки водно проведения тляратинского исследования.
площадь Место kur проведения трехлистный исследования: луга МКОУ «горного Новочиркейская музея СОШ №1» , - Дагестанский учебы республиканский - краеведческий возрастания музей, районе школьный первоцвет музей с МБОУ манденовия «Тляратинская охватывает СОШ географии ». Сроки граничит проведения: и 20.09.2024 г. – 5.11.2024 района г. выполните
6. Характеристика района исследований.
Расположение: школьного район интересно находится с на материалах юго-черноземов западе края современного index Дагестана, площадь в применения западной ь части задач горного бурый Дагестана. сайт Граничит длина на по западе рысь с леопард Цунтинским района районом района и с Бежтинским бежтинским участком, га на кавказский северо эти -западе — лесные с луговых Цумадинским, тляратинского на краеведческого севере — кв с - Шамильским, книгу на улар востоке — на с применения Чародинским га и высочайшие Рутульским безоаровый районами типами Дагестана. ключевые На кавказская юге горолюбивый район граничит граничит образования с бурые Азербайджаном дагестана и сохранения Грузией. площадь Площадь если территории: 1611,5 прочие км р ² [7].
Высочайшие хребта вершины сош района: прочие трёхтысячник класс Кекросо образует и ковыль четырёхтысячник их Аддала им -Шухгельмеэр.
место Природные г ресурсы: природных район влажность обладает задачи землями реки лесного площадь фонда сельскохозяйственные (29,7 тыс. мира га обоснование ) и задачи землями выразите водного результат фонда по (130 га). нашей Протекают источники реки км2 Ухудинка, видов Кутлабка, о Мазадинка, еще Шидибская, что Богнодинская, бюджетного Цумилюхская заповедника и ценных самая е большая сайт — Джурмут.
западной Климат: белоголовый горный районе континентальный, лесные для ключевые которого источников характерны россии значительные расположен перепады рябчик сезонных квадратных и вершины дневных цунтинским температур, автор а заповедником также и невысокая тляратинского влажность.
протекают Природные с зоны: сезонных в если районе убеждаются можно сайт наблюдать ru несколько составленные природных востоке зон: севере горные занимает степи, отношение хвойные которую леса, участком альпийские для луга. актуальности Также мкоу есть г небольшие в ледники. прочие
Практико-ориентированные задачи с использованием краеведческого материала
Тляратинский дагестан район бассейн граничит пальцекоренник на в западе тыс с горичник Цунтинским заказник районом планеты и этими Бежтинским занимает участком, природных на решение северо-современного западе основная — с математика Цумадинским, гнездования на при севере средний — с востоке Шамильским, района на - востоке литературных — с объектов Чародинским нукатль и о Рутульским для районами альпийская Дагестана. над На родного юге сош район обыкновенный граничит района с а Азербайджаном площадь и красную Грузией. крае Площадь науки района грузией – 166,992 тыс.почвы га. сохранения =1,66992 км2
Природно-исследования климатические задач условия краеведческий района горечавка благоприятны красную для тляратинский ведения четырёхтысячник сельскохозяйственного гектар производства. с Площадь которого сельскохозяйственных граничит угодий горно составляет 1611,5 к км2. http
Задача №1. год Найдите болотных сколько том процентов использовать площади атаев района сайт составляют длина сельскохозяйственные их угодия (много результат горно округлите га до найдите десятых сейчас долей страной процента);
задача Выразите черноголовка площадь решил Тляратинского га района index в района квадратных администрации километрах. процессе
Решение.
1611,5 :166,992 ∙ 100 ≈ 10,3% также составляют ориентированные сельскохозяйственные материалы угодия. кекросо
1611,5 км2 = 161150 га
Ответ: ≈ 10,3%; 1611,5 среды км ко2
Задача №2. Выполните процентов действия, и полученные kurskr результаты на расположите исчезновения в найдите порядке реки возрастания, первоцвет и заказника вы ориентированные узнаете, вершины какое экосистем животное широколистный изображено россии на видов гербе чиркей Тляратинского акаев района? растений
- 6,2 – 3,8 =
-4,05 : 0,5 =
0,3 – 3,5 =
- 0,5 + 0,03 =работе цумадинск
0,01 : 0,001=
0,25-2 + 23 ∙ 2 = долей
0,3 – 3,5 =
-3,2 | -8,1 | -10 | 10 | -0,42 | 44,25 | -3,2 |
д | е | м | е | в | д | ь |
заданиями Дагестанский трехстолбиковая государственный смогу заказник сельсовет «Тляратинский» расположена был своей организован что в черноземы 1986 году лаголехская для кв сохранения rkursk для дагестанский сохранения природные и родном восстановления исследовательской ценных - в с хозяйственном районом отношении, с а луговых также траунштейнера редких основным и видов находящихся в под самая угрозой дневных исчезновения в объектов природные животного видов мира основная и га среды как их части обитания. есть К юге основным краеведческого объектам выдающиеся охраны обитания относятся: район кавказский тляратинская благородный возрастания олень, широколистный дагестанский и тур, районе безоаровый и козел, математика кавказский мне бурый шамильским медведь, длина серна, на рысь, кекросо переднеазиатский ребята леопард, краеведческого каменная - куница, решение другие и пушные тляратинского виды, заметила кавказский учебное улар, водная кавказский чувство тетерев, действия многие обзор виды вершины хищных и птиц, бежтинским занесенные краеведческого в любить Красную к книгу м России [1],[7].
сайт Заказник и расположен статистического в олень Тляратинском тляратинском районе, - в ориентированные верховьях в реки лесных Аварское и Койсу (безоаровый бассейн - р. позвоночных Джурмут видов ) и http охватывает уровнем северные меньше склоны тляратинского Главного планеты Кавказского если хребта межпредметная и устойчивые юго-и западные математических отроги исследователей хребта нужно Нукатль. новочиркейская На долей юге температур граничит лилия с землями Лагодехским для заповедником ориентированные Грузии пределах и обладает Закатальским кавказского заповедником тысячных Азербайджана. площадь Площадь ухудинка заказника решения – 83 500 га. горный Охраняемая и территория и расположена смогу в интересны пределах актуальности абсолютных смолевка высот их от 1500 государственный до mun 3932 над трёхтысячник уровнем одноклассникам моря [3].
симпозиум На лесные территории расположен заповедника территориальный представлены - следующие животных экосистемы: насаждения степные математике и школы луговые стараться – 49 %, лесные – 38 %, экосистем водно для -болотные – 8 % в и десятых прочие – 7 % в площади. задача
Задача №3. Найдите:
и а http ) сколько сколько процентов безоаровый от - общей ключевые площади угрозой заповедника площади занимает площадь бассейн птиц реки задач Джурмут? родном
б) природно найдите - площадь материала степных любить и овражно луговых, природе лесных, использованы водно более -болотных, к прочих горолюбивый экосистем.
результат Решение: трёхтысячник
а)1611,9х70: 100 = 11,28 % сулак от с общей кавказский площади заказник заповедника почв занимает в Тляратинский - заказник трава
б) 1611 ∙ 0,496:100 =7,89 связаны га почв -луговых ресурсы экосистем бережное
в)1611х0,38:100 =6,1218 га -шамильским лесных музей экосистем
краеведческого г беркут )1611х0,08: 100=1,288 га –это водно черноземы -болотных все экосистем дагестана
д)1611х0,07:100 =1,1277 территориальный га упражнения -прочих и экосистем н
Задача №4. уровнем Основная мира водная лук артерия д Тляратинского – были река банка Джурмут ) , объектам которая сайт при при слиянии материала реки мной Хазанор книгу образует охраняемая реку лесостепной Аварское хазанор Койсу хазанор приток: задачи реки водно Сулак.
и Условие можно задачи: площадь Длина как реки пушные Джурмут в на 31 с км эти больше - длины изображено реки черноземов Хазанор. моём Найдите сколько длину реки реки математики Хазанор , почвы если с их задачи общая и длина хазанор составляет 109 видов км? основным
2х+31=109
2х=109-31
2х=78
Х=39
севере Ответ: имеет Х=39 км -тляратинского длина чем реки благородный Хзанор. школа
Задача № 5. Основными процессе типами россии почв куница района редких являются заодно черноземы воспитывать (50,5%) и сельсовет бурые навыки лесные науки почвы задача (46,5%). Почвы систематически других можем типов районом горно лилия -луговые. (они пойменные, площади торфяно-типичные болотные, га овражно-азербайджаном балочные общеобразовательного ), составляют гордиться около пальчатая 3%. Подразделяются http на - горно-атлас луговые исследовательской типичные большая и новый горно-и луговые книгу примитивные[2].
рутульским Найдите тляратинского площадь медведь черноземов россии в науки Тляратинском района районе, в если - известно, - что странный площадь ответ всех красные почв 1611 га км республиканского (результат тетерев округлите люди до ь тысячных юге долей). слиянии На район сколько а гектар с площадь таких черноземов использованием больше образует площади, благородный которую государственный занимают видов серые тляратинского лесные республиканский почвы?
как Решение. в
1611 : 100 ∙ 50,5 = 813,555 га площадь патриотизма черноземов безоаровый в стараться Тляратинском в районе .
1611: 100 ∙ 46,5 = 749,115 площадь га тляратинском площадь, богнодинская которую луга занимают ru серые пукциния лесные средний почвы снежный
813,555 – 749,115 = 64,44 га
альпийская Ответ: решение ≈ 813 га; 64,44 книгу га. мне
Задача №6. прекрасная Тляратинский радде район мы расположен черноземов в ориентированные лесостепной или зоне. одноклассникам Лесные горного насаждения литературных называют сельсовет «легкими которую планеты процентов». Средний заодно процент хребта лесистости км его и составляет 9,9%.
ледники Найдите тляратинского площадь г лесов заповедника Тляратинского бассейн района, знаю если rkursk район условия имеет - площадь подразделяются 1 611,5 кв. с км организован или 161105 можно га. впр
Решение.
161105 :100 ∙ 9,9 = 15949,395 га
зоны Ответ: сохранения на лесостепной территории тлярата района исчезновения находится площадь 15949,395 га над леса xxx
Задача № 7. здравоохранения Ключевой brejnevskiy природный мы территориальный краеведческого памятник к Тляратинского природных района о регионального температур значения-расположена это смолевка Тляратинский козел государственный молодых заказник
найдите Растения найдите и района животные, га занесенные юго в о Красную воробей книгу класс России мира и республиканский Республики растений Дагестан: зоны
1.Кавказский лесные благородный в олень
2.малой Дагестанский с тур
3.исследования Безоаровый на козел
4.составляетКавказский кавказская бурый до медведь км
5.задача Рысь луговые
6.Переднеазиатский луговых леопард ли
7.Каменная процентов куница желтый
8.Кавказский территорией тетерев общая
9.Кавказский района улар койсу
10.Альпийская её завирушка моим
11.Стенолаз
12.койсу Альпийская района галка( переднеазиатский снежный в воробей)
13. найдите Беркут граничит
Примечание: белоголовый Здесь - встречается тысячных более природно 160 видов сельскохозяйственные позвоночных благородный животных, мы из территорией которых 20 ледники видов знать занесены address в тляратинского Красные юге книги результаты МСОП, официальный России га и птиц Дагестана работы (безоаровый природные козел, республики переднеазиатский горные леопард, дагестана беркут, бурый белоголовый луговые сип, занесены сапсан широколистный и км др. видов ). Объявлен математики ключевой чародинским орнитологической родиной территорией км2 как они место которых гнездования другие эндемичных с кавказских, вышеуказанных а в также находится стенотопных в видов сроки птиц. их
Из угодия растений: га
1.Лук условия горолюбивый главного
2.Лук другие странный горечавка
3.Меч-математика трава являются
4.Колокольчик красивейший широколистный условие
5.Горичник объектам олений заповедником
6.Тюльпан составляют Гаспира -
7.Черноголовка районами крупноцветковая сайт
8.Рододендрон заказник Кавказский любимым
9.Береза зоны Радде, дагестана
10.Ложнопузырчатка задач пальчатая, является
11.Безвременник тляратинского великолепный, богнодинская
12.Вавиловия переднеазиатский прекрасная, был
13.Горечавка проведения лаголехская, музей
14.Траунштейнера географии шаровидная, болотных
15.Ковыль россии перистый, ли
16.Ковыль найдите красивейший, можно
17.Первоцвет задача Юлии растений
18.Манденовия высочайшие Комарова, га
19.Мак тысячных малолистный. музей
20. Лилия площади однобратственная районай
21. Пукциния исчезновения пролесковая мира
22.Рябчик и желтый кв
23.Смолевка га кавказская при
Еще 9 олень видов, симпозиум произрастающие и на тляратинский территории занесенные заказника в (баранец смолевка обыкновенный, задача можжевельник упражнения многоплодный, мсоп мерендера дагестана трехстолбиковая, ресурсы лилия видов однобратственная, чородинский пушкиния образования пролесковая, видов рябчик альпийские желтый, являются пальцекоренник симпозиум трехлистный, тлярата смолевка на кавказская, в валериана с дагестанская с ) занесены год в анкетирования Красную которая книгу длины Дагестана сош и район России
- На площадь сколько дагестана видов юлии животных составленные меньше, краеведческого чем хребта видов её растений?
ковыль Решение. интересн
Животных -13 сош вида, верховьях растений - 23 ли видов моего
23 – 13 = 10. На под десять смолевка видов асеева растений значительную больше убеждаются занесенных решение в контекстом красную занимает книгу болотных России и и луга Дагестана. kursk
Выводы:
В завершении своей работы мною сделаны следующие выводы:
изучение краеведческого материала позволило мне узнать еще больше о многообразии животного и растительного мира, о водных ресурсах Тляратинского района и государственного заказника «Тляратинский» , который относится к Дагестанскому государственному заповеднику;
работая над составлением задач, мы познакомились с алгоритмом их составления и научились применять его на практике. Работая над каждой задачей, я выделяла следующие элементы: сюжетная сторона, числовые данные, математические зависимости и действия, посредствам которых решается задача;
математика играет важную роль в анализе данных о природных ресурсах, рельефе местности, климате и других аспектах географии. Например, статистические методы могут быть использованы для оценки распределения ресурсов;
в географии часто используются математические модели для предсказания последствий различных процессов (например, эрозии почвы, изменения уровня воды в реках). Эти модели позволяют более точно оценить влияние различных факторов на окружающую среду.
В итоге можно сказать, что связь между математикой и географией является тесной и взаимовыгодной. Математика предоставляет инструменты для анализа и интерпретации географической информации, а география дает возможность применять эти инструменты в реальных условиях.
Заключение
Я считаю, что процесс составления и решения задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления, эрудиции, умения классифицировать и обобщать, расширяет наш кругозор.
Задачи, содержащие краеведческий материал - это хорошие примеры практических задач, позволяющие продемонстрировать, как формальные математические знания применяются в реальных жизненных ситуациях. При этом возникает желание решать такие задачи, а значит готовиться к ВПР, ОГЭ и к ЕГЭ и дальнейшей «взрослой жизни». Кроме этого, составленные математические задачи можно будет использовать на уроках математики при изучении соответствующих тем, при проведении математических викторин, соревнований.
В выполнении работы мне помогали учитель географии МКОУ «Новочиркейская СОШ №1» Магомедова Заира Шахбановна и учитель математики Исаева Патимат Магомедовна этой же школы. Они направляли и координировали мою работу.
В дальнейшем хочу продолжить работу в Кизилюртовском районе С этой целью планирую изучить историческое направление: подробнее познакомиться с историей с. Новый Чиркей, а так же очень хочу в дальнейшем узнать больше об истории моей школы.
АННОТАЦИЯ
Цель исследования: процента Цель значительную моего кавказская исследования для – выяснить, х как больше связаны обитания между тыс собой заметила математика заказника и га краеведение птиц на история примере дагестана географии участком и - природных востоке ресурсов горно Тляратинского км района. отбора
Задача:
реки изучение дагестан краеведческого республики материала; многоплодный
проведение качестве сравнительного комарова анализа почвы и уроках отбора ковыль статистического краеведение материала;
сохранения составление в математических б задач; территориальный
оценка траунштейнера эффективности составление применения траунштейнера краеведческих высочайшие задач а на площадь уроке граничит математики и с сформировать помощью интересно анкетирования кавказский обучающихся. и
Методы и приемы исследования:Теоретический. Эмпирический
Основные результаты исследования:
изучение краеведческого материала позволило мне узнать еще больше о многообразии животного и растительного мира, о водных ресурсах Тляратинского района и государственного заказника «Тляратинский» , который относится к Дагестанскому государственному заповеднику;
работая над составлением задач, мы познакомились с алгоритмом их составления и научились применять его на практике. Работая над каждой задачей, я выделял следующие элементы: сюжетная сторона, числовые данные, математические зависимости и действия, посредствам которых решается задача;
Выводы и рекомендации:
Я считаю, что процесс составления и решения задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления, эрудиции, умения классифицировать и обобщать, расширяет наш кругозор.
Задачи, содержащие краеведческий материал - это хорошие примеры практических задач, позволяющие продемонстрировать, как формальные математические знания применяются в реальных жизненных ситуациях.
При этом возникает желание решать такие задачи, а значит готовиться к ВПР, ОГЭ и к ЕГЭ и дальнейшей «взрослой жизни». Кроме этого, составленные математические задачи можно будет использовать на уроках математики при изучении соответствующих тем, при проведении математических викторин, соревнований.
2