«ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ»
(музейная квест-игра)
Цель: Развитие познавательной активности учащихся.
Задачи:
1. Обобщить, систематизировать знания детей по истории родного края, на основе материалов, хранящихся в историко-краеведческом музее.
2. Расширять кругозор учащихся, развивать память, мышление, речь.
3.Способствовать сплочению коллектива детей, т.е. работать в команде.
Оборудование:
Листы с рисунком пустого камня – 2 шт.
Листы с планом-схемой крестьянской избы
Комплект частей крестьянского домика
Солдатское письмо-мозаика
Чистые листы
Листы с кроссвордом «Школьные принадлежности»
Карточка со словом «КАЛЛИГРАФИЯ»
Фломастеры
Клей
Заготовки бумажных почтовых штемпелей
Бумажная царская печать – 7 шт.
Ход игры:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вновь собрались в необычном месте – Музейном царстве, а если быть еще конкретнее, то в столице этого царства – славном Музееграде. Мы совершим с вами необычную экскурсию. Но вот, что самое главное, есть одно условие – в ходе этой экскурсии вы будете выполнять определенные задания. Выполнив их. Получите специальный артефакт – царскую печать. Семь печатей позволят вам получить специальный приз.
Таким образом, наша экскурсия (квест-игра) и получила необычное название – «ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ».
Итак, вы готовы? Тогда вперед! Хотя…Позвольте-ка не отходя от порога, дать вам первое направление-задание.
Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах.
Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.
Говоря о направлении, по которому нам нужно будет пройти, невозможно пройти мимо такого сказочного момента, имеющегося в любом сказочном царстве, в том числе и нашем музейном, как камень на распутье . Нужно сказать, еще древние греки использовали развилку дорог в качестве символа сложного жизнеопределяющего выбора.
Однако славянский миф во многом превзошел греческий. Во-первых, в наших сказках Герой встречает на пути не просто развилку дорог, а камень с надписью.
В Сказке о молодильных яблоках и живой воде говорится:
«Едучи путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле лежит камень, на нем надпись написана: "Направо поедешь — богату быть, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, быть голодну да холодну. Прямо поедешь – убиту быть».
Давайте рассмотрим все три пути-дороженьки.
1. «Направо поедешь — богату быть, коня потерять». В данном случае под богатством понимается всего лишь то самое «не хуже, чем у всех».
2. «Налево поедешь — коня спасать, быть голодну да холодну». Это предупреждение о возможном провале в новом начинании.
3. «Прямо пойдешь – убиту быть». Третий путь, именно тот, что ведет прямо, как раз туда, где герой испытывает свои силы, смекалку и сноровку, тем самым побеждая смерть.
Прежде чем мы сможем двинуться дальше по дороге Музейного царства, Вам, необходимо убедиться, что тропа будет выбрана правильно. Задержитесь у придорожного камня, и сделайте на нем соответствующую запись, которая раскроет суть нашего с вами Музейного царства.
(Выдать ребятам листок бумаги с нарисованным пустым камнем и фломастер, выполнение задания, после чего вручить первую царскую печать)
2.2. Внутреннее убранство избы
Расположение печи определяло планировку всей жилой комнаты. У каждого угла было своё предназначение. Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») — напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» — у входа. «Закут» или «запечный угол» — за печью.
Задание для вас – подписать на схеме, где какой угол располагался.
(Выдать ребятам листок бумаги со схемой крестьянской избы и фломастер, выполнение задания, после чего вручить царскую печать)
Красный угол или «передний угол» в русской избе, где находился обеденный стол и иконостас, считался самым почётным местом в доме. Иконы помещались в «красный» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Самые важные праздники и торжества отмечались именно в красном углу.
В переднем углу устанавливался стол, который назывался «большим». Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась «большая лавка». В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось «большим местом».
Запечный угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "закут".
Бабий кут. В качестве женской половины избы выступало пространство от устья печи до передней стены (называлось оно еще у нас «заупечь», «упечь», «чулан»). Здесь занимались приготовлением пищи и хранили необходимую для этого утварь.
Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.
2 ЭТАП
УЛИЦА СТАРИНЫ
2.1. «Строительство избы»
Изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Поэтому избы - это не только памятники быта, но произведения архитектуры, искусства.
Избу и другие крестьянские постройки крестьянин обычно рубил сам или нанимал опытных плотников. Собираясь строиться крестьянин рубил деревья поздней осенью или ранней весной: к этому времени жизнь в дереве замирает, последнее годичное кольцо приобретает твердую, наружную оболочку, что предохраняет древесину от разрушения. Прямо в лесу или возле деревни ставили сруб, приготовленный вчерне - без окон и дверей который разделялся на три части для просушки. А ранней весной его перевозили в деревню и собирали. Эта работа производилась обычно "помочью" ("толокой"). "Помочь"- однодневная общественная бесплатная работа в пользу одной крестьянской семьи. На строительство собиралась вся деревня и даже округа. Об этом очень древнем обычае говорится в старинной пословице: "Кто на помочь звал, тот и сам иди".
Задание: давайте-ка и мы с вами поможем «собрать» избу нашему лапшангскому крестьянину.
(Выдать младшим ребятам заготовки домика, выполнение задания, после чего вручить царскую печать)
3 ЭТАП
УЛИЦА ПОБЕДЫ
«Полевая почта»
Итак, как сложить письмо треугольником, знали в каждой семье. И до сих пор эти послания, пожелтевшие от времени, написанные карандашом, хранятся как память о наших героях. Как ждали люди писем с фронта! Эти треугольники являются одним из главных символов той страшной, грозной эпохи. Не потерять друг друга людям помогала только военно-полевая почта. В каждом прифронтовом административном центре создавались сортировочные пункты. Связисты работали тяжело и усердно в страшнейших условиях.
С каким нетерпением ждали родные и близкие весточек! Перед тем как сложить фронтовое письмо треугольником и отправить его домой, солдат тщательно продумывал его содержание. Огорчать родных не хотелось, но счастливой корреспонденция была не всегда. Многие надеялись на то, что страшные казённые конверты приходили по ошибке. Жёнам, детям и матерям так хотелось получить трогательный «треугольник», сообщающий о том, что их солдат жив-здоров…
Задание: сложить письмо-треугольник согласно инструкции.
(Выдать ребятам чистые листы бумаги, выполнение задания, украшение письма (приклеивание печатей), после чего вручить царскую печать)
Фронтовые «треугольники» были написаны и на страничках, вырванных из школьных тетрадей. Выдавались они во время войны по счёту, страницы были пронумерованы. Купить тетрадь, конечно, было можно, однако в магазинах они встречались редко. Потому писали послания мелким аккуратным почерком, стараясь сохранить как можно больше места для самых важных вестей.
Солдатский «треугольник» - это так называемое эхо войны. Сохранившиеся письма заставляют нас с трепетом думать о том страшном времени, о советских героях, о том, какое огромное значение имела поддержка близких, выраженная тёплыми словами, написанными на бумаге родными руками.
Задание: Вот тут есть сложенный треугольником конверт «Полевой почты» с фрагментом письма. Необходимо собрать такие кусочки по всему музею, составить из них письмо.
(Выдать ребятам письмо, выполнение задания, после чего вручить царскую печать)
После просмотра корреспонденции цензор ставил на конверте специальный штемпель с рисунком герба СССР и надписью: «Просмотрено военной цензурой».
4 ЭТАП УЛИЦА ШКОЛЬНАЯ
Чему учат в школе
Каллиграфия — красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»).
Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма.
Действительно, сейчас редко можно встретить четкое, красивое, разборчивое письмо. И проблема почерка – это одна из самых важных проблем образования. А ведь раньше в России хороший почерк был делом государственной важности: писец — второй человек после государя.
(рассказ о том, как обучали в школе каллиграфии)
Задание: Перед вами слово КАЛЛИГРАФИЯ. Из этого слова нужно составить как можно больше слов. Вам дается 1 минуты, после того, как, закончится время, вы по очереди будете читать свои слова, если слова заканчиваются - Звезду можно использовать вместо слова. И так время пошло.
(Выдать ребятам чистые листы бумаги, выполнение задания, , после чего вручить царскую печать)
Ребята, ответьте мне на один простой вопрос: Какие школьные принадлежности вы складываете в свой портфель?
(выслушать ответы детей)
Так ли это, мы сейчас узнаем, когда вы выполните вот это задание.
Задание: кроссворд «Школьные принадлежности»
(Выдать ребятам листы с кроссвордом, выполнение задания, после чего вручить царскую печать)
Подведение итогов, награждение.