Зачет по теме «Синтаксис и пунктуация» 5 класс.
1. Укажите простые предложения с однородными членами, связанными союзом И (знаки препинания не расставлены):
а). Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.
б). Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины.
в). Дождевые капли тяжело падали на землю и шлепались о листья.
г). Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.
д). Небо заволокли тучи и по лесу прошел ветер.
2. Укажите сложные предложения (знаки препинания не расставлены):
а). Семечко клена сорвалось с ветки и на быстрых крыльях понеслось.
б). Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето.
в). Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман.
г). Листва сомкнулась и потемнел лес.
д). Ветер раздувал снежинки и они плясали в воздухе.
3. Укажите предложения с обращением, поставьте знаки препинания:
а). Не трещите морозы в заповедном бору!
б). К утру мороз крепчал.
в). Вылезайте муравьи после зимней стужи!
г). Муравьи очень много трудятся.
д). Догорай костер дотла
4. Расставьте знаки препинания в тексте, объясните их постановку:
Книга наш советчик и друг. Из книг журналов брошюр мы узнаем много интересного о жизни на Земле. Над созданием книг трудится множество людей писатели художники печатники. Труд их сложен но важен.
5. Найдите сложные союзные предложения, укажите союзы:
а). Мы увидели, что волчица залезла в нору.
б). Наступила зима, а снег еще не выпал.
в). Когда мы приближались, звон колокольчика отдалялся.
г). Дождь не шумел, а тихонько пел за окном.
д). Целый день трудится и поет жаворонок, чтобы люди работали веселей.
6. Укажите предложения с прямой речью, расставьте в них знаки препинания:
а). Ребята давайте жить дружно предложил Леопольд мышам.
б). Леопольд предложил мышам жить дружно.
в). Что тебе надобно старче спрашивает его золотая рыбка.
г). Ей с поклоном старик отвечает Смилуйся государыня рыбка.
д). Попросила его рыбка золотая отпустить ее в синее море.
7. Выполните синтаксический разбор предложения (подчеркнуть по членам предложения, дать характеристику по цели, интонации, составу, осложнению):
Свежий ветер нежно пахнет мятой, солнцем и водой.