СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи, принципы и содержание словарной работы в начальных классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным видом словарных занятий является ознакомление учащихся семантикой незнакомых им слов. В статье рассмотрены способы, которые разъясняют детям значение непонятных слов. 

Просмотр содержимого документа
«Задачи, принципы и содержание словарной работы в начальных классах»





№ сл

Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается.

Тема моего выступления «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников»


2

Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения.

В современной школе необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания.


3

Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего “знания – незнания”.




ЧТО ТАКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ? Определение позитивных и негативных моментов деятельности. Контроль качества образования Инструмент, позволяющий определять развитие Способ коррекции деятельности обучаемого Взгляд на свои действия и поступки


4

Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. В системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля.



5

Уже в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:
оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью оценочной шкалы, соотносить свою оценку с оценкой учителя, договариваться о выборе образца для сопоставления работ, обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом. На первых уроках, работая над этим, можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе.  Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.



6

Наряду с оценочной шкалой мной используется также трехцветный индикатор для обратной связи на уроке, когда учитель должен увидеть весь класс: красный – я не знаю, прошу помощи; синий – сомневаюсь, не уверен; зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.



7

Начиная со второго класса, мной проводятся уроки (чаще всего в конце четверти), на которых можно ограничить предметный материал до минимума. Оставшееся время отводится на формирование регулятивных УУД (выработка самооценки), познавательных УУД (работа с таблицей).

Математика Бланк для выполнения заданий

Например, на уроке математики учащимся необходимо заполнить таблицу и определить сможет ли Саша купить следующий набор школьных принадлежностей на 100 рублей: 2 тетради, 2 ручки, 1 карандаш, 1 дневник, 1 линейку, 1 альбом. Для заполнения таблицы нужно использовать данные из приложения №1. Оценить результаты своей работы по заданным критериям.

Бланк для выполнения задания:



8

Критерии оценивания:

Критерии оценивания

Показатели

Баллы

Таблица

заполнена верно

3

заполнена неверно

0

Подсчитана общая стоимость покупки

верно

1

неверно

0

Сформулирован ответ на главный вопрос

правильно

1

неправильно

0



9



10

В третьем классе к критериям оценивания добавляется время на выполнение задания. Например, на уроках русского языка учащимся предлагается прочитать внимательно текст, найти ошибки и справить их. Оценить результаты своей работы по заданным критериям.

Пример текста:

Наступила радостная висна. Солнце согрело землю. По дорожкам и трапинкам побежали висёлые ручьи. Под карнями старой бирёзы была нара. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Халодный ручей разбудил звирька. Он выбижал на лисную поляну и осмотрелся. Свежий витерок разносил по лесу весенние запахи. Ёж лёг на спинку. Тёплые лучи солнышка согрели его.



11

Критерии оценивания:

Критерии оценивания

Показатели

Баллы

Ошибка

найдена верно

один балл за каждую ошибку

Ответ учащегося

ошибка исправлена верно

один балл за каждую верно исправленную ошибку

ошибка исправлена неверно

0

Время выполнения

уложился

1

не уложился

0



12

Критериальное оценивание позволяет оценивать действия учащихся не только в письменных работах, но и в устных. Например, на уроке окружающего мира, используя иллюстрацию и свой опыт, учащимся необходимо составить текст о туристах, отвечая на все предложенные вопросы. За 20 минут школьникам необходимо обосновать каждый из ответов.




1.Сколько туристов живет в этом лагере?
2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
3. На чем они сюда приехали?
4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
5. Откуда дует ветер: с севера или юга?
6. Какое сейчас время дня?
7. Кто вчера был дежурным (назовите по имени)?
8. Какое сегодня число, какого месяца?




Критерии оценивания:

Критерии оценивания

Показатели

баллы

Наличие текста

составлен связный текст

2

даны только ответы на вопросы

0

Ответы на вопросы

в тексте даны ответы на все вопросы верно

3

в тексте даны ответы верно на не менее половины вопросов

2

в тексте даны ответы верно на 3-4 вопроса

1

в тексте даны ответы верно на 1-2 вопроса

0

Обоснование ответов в тексте

все ответы на вопросы обоснованы верно

3

ответы верно обоснованы на не менее половины вопросов

2

обоснованы ответы верно на 3-4 вопроса

1

обоснованы ответы верно на 1-2 вопроса

0

Время выполнения

уложился

1

не уложился

0




Формирование мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности на уроках в начальной школе способствуют появлению у младших школьников потребности и желания осуществлять контроль и давать оценку своей деятельности. Кроме того, поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в контрольно-оценочной деятельности учащихся.