СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачный подход на уроках физики как фактор развития проектно-исследовательской компетенции

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье описывается возможность использования задачного подхода на уроках физики в средней школе, что позволит учителю формировать проектно-исследовательскую компетентность учащегося.

Ключевые слова: задачный подход, проектно-исследовательская компетенция

Просмотр содержимого документа
«Задачный подход на уроках физики как фактор развития проектно-исследовательской компетенции»

УДК 372.853

Задачный подход на уроках физики как фактор развития проектно-исследовательской компетенции

Андреева Ю.В.

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского


Аннотация: в статье описывается возможность использования задачного подхода на уроках физики в средней школе, что позволит учителю формировать проектно-исследовательскую компетентность учащегося.

Ключевые слова: задачный подход, проектно-исследовательская компетенция


Организация исследовательской работы школьников всегда связана с рядом трудностей. Это и несформированность умения работать часто с простым лабораторным оборудованием, и неумение оценить и выбрать наиболее простой или наиболее красивый из способов решения исследуемой проблемы, а часто и неумение выбрать объект исследования. Сделать первые шаги в исследовательской работе помогает задачный подход на уроках физики. Именно он с разнообразными типами задач: экспериментальными, техническими, творческими, открытыми, учит ребенка отходить от стандартных решений, видеть в каждой задаче возможность для проведения разнообразных исследований, показывает, что найденный ответ еще не означает окончание исследовательской работы на задачей, а главное учит ставить себе цели и идти к ним. Экспериментальные и творческие задачи все чаще встречаются в школьном курсе физики. Их можно теперь встретить не только на областных и всероссийских олимпиадах. С переходом на ФГОС ООО экспериментальные и творческие задачи возвращаются в программу физики средней школы, как одно из направлений для развития продуктивного мышления школьников.

Анализ ключевых противоречий позволяет сделать вывод о необходимости создания и апробации в школе системы работы, которая позволит эффективно формировать интеллектуальные умения обучающихся, лежащие в основе научного мышления, через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время и, в конечном итоге, обеспечит выход на уровень формирования ключевых компетенций выпускника.

«Подобно тому как задача — проблемная ситуация — в ходе продуктивного мышления не является чем-то зам­кнутым в себе, но ведет нас к решению, к структурному завершению, даже задача с полученным решением часто не является завершенной вещью в себе. Она снова может функционировать как часть, которая заставляет нас выйти за ее пределы, побуждает рассматривать, осмысливать более широкое поле».[1, с.179] Осознавая решение одного из видов, учащийся сталкиваясь с подобной ситуацией, уже не испытывает трудностей с анализом и решением. Одной из важных черт продуктивного мышления является «способность переноса знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой и нестандартной ситуациях, т.е. умение отделять специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области».[2, с. 11] Поэтому необходимо учить принципам решения экспериментальных, технических, творческих задач.

Задача учителя не столько объяснить возможные способы решения таких задач, сколько познакомить учащихся с существующими видами подобных задач, показать особенности решения каждого вида. «Способ решения, его основные осо­бенности, трудности решения выступают как части боль­шой расширяющейся области. Здесь функции мышления не ограничиваются только решением конкретной задачи, мыслящий человек совершает открытия, обнаруживает более глубокие вопросы». [1, с.178]

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Использование задачного подхода на уроках физики позволяет научить учащегося в рамках решения задачи выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы, поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания, что позволит применить полученные знания и сформированные навыки организации работы при выполнении исследовательских заданий.

Использование задачного подхода на уроках физики предполагает работу с соответствующей задачей на каждом этапе обучения. Значит, неоходима система задач, составленных так, чтобы учащийся, последовательно переходя от решения одной задачи к другой, мог достичь целей, поставленных учителем в отношении развития его способностей и формирования определенных ууд. Система задач становится основой и управляет воздействием в процессе обучения. Важное значение имеет правильный выбор места каждой задачи в учебном процессе. Использование задач разных видов позволит показать учащемуся практическое применение школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях.

Решение задач исследовательского характера способствуют формированию умений анализировать условие задачи, преобразовывать проблему в ряд нескольких более простых, составлять план и алгоритм решения, проверять полученные экспериментально данные теоретически, проводить сравнение, делать выводы.

Решение физико-технических задач обеспечивает творческую активность и самостоятельность обучающихся. Посредством его формируются политехнические умения и навыки, расширяются, углубляются и используются на практике приобретенные знания, воспитываются профессиональные качества, развиваются познавательные интересы и способности обучающихся. [3]

Решение качественных задач поможет в самоанализе и рефлексии. Решение творческих задач – покажет различные формы презентации, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макетов, плакатов, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений.

Таким образом, задачный подход на уроках физики закладывает прочную основу исследовательской деятельности школьников, позволяя формировать проектно-исследовательскую компетентность.

Литература

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. М. Прогресс. 1987

  2. Глебова М. В. Психолого-педагогические условия развития продуктивного мышления старшеклассников в процессе обучения : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01, 19.00.07 : СПб., 2000 270 c. РГБ ОД, 61:01-13/1775-8

  3. Имашев Г.И Решение задач с политехническим содержанием. Электронный ресурс  http://www.rusnauka.com/5._NTSB_2007/Pedagogica/