УДК 372.853
Задачный подход на уроках физики как фактор развития проектно-исследовательской компетенции
Андреева Ю.В.
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Аннотация: в статье описывается возможность использования задачного подхода на уроках физики в средней школе, что позволит учителю формировать проектно-исследовательскую компетентность учащегося.
Ключевые слова: задачный подход, проектно-исследовательская компетенция
Организация исследовательской работы школьников всегда связана с рядом трудностей. Это и несформированность умения работать часто с простым лабораторным оборудованием, и неумение оценить и выбрать наиболее простой или наиболее красивый из способов решения исследуемой проблемы, а часто и неумение выбрать объект исследования. Сделать первые шаги в исследовательской работе помогает задачный подход на уроках физики. Именно он с разнообразными типами задач: экспериментальными, техническими, творческими, открытыми, учит ребенка отходить от стандартных решений, видеть в каждой задаче возможность для проведения разнообразных исследований, показывает, что найденный ответ еще не означает окончание исследовательской работы на задачей, а главное учит ставить себе цели и идти к ним. Экспериментальные и творческие задачи все чаще встречаются в школьном курсе физики. Их можно теперь встретить не только на областных и всероссийских олимпиадах. С переходом на ФГОС ООО экспериментальные и творческие задачи возвращаются в программу физики средней школы, как одно из направлений для развития продуктивного мышления школьников.
Анализ ключевых противоречий позволяет сделать вывод о необходимости создания и апробации в школе системы работы, которая позволит эффективно формировать интеллектуальные умения обучающихся, лежащие в основе научного мышления, через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время и, в конечном итоге, обеспечит выход на уровень формирования ключевых компетенций выпускника.
«Подобно тому как задача — проблемная ситуация — в ходе продуктивного мышления не является чем-то замкнутым в себе, но ведет нас к решению, к структурному завершению, даже задача с полученным решением часто не является завершенной вещью в себе. Она снова может функционировать как часть, которая заставляет нас выйти за ее пределы, побуждает рассматривать, осмысливать более широкое поле».[1, с.179] Осознавая решение одного из видов, учащийся сталкиваясь с подобной ситуацией, уже не испытывает трудностей с анализом и решением. Одной из важных черт продуктивного мышления является «способность переноса знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой и нестандартной ситуациях, т.е. умение отделять специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области».[2, с. 11] Поэтому необходимо учить принципам решения экспериментальных, технических, творческих задач.
Задача учителя не столько объяснить возможные способы решения таких задач, сколько познакомить учащихся с существующими видами подобных задач, показать особенности решения каждого вида. «Способ решения, его основные особенности, трудности решения выступают как части большой расширяющейся области. Здесь функции мышления не ограничиваются только решением конкретной задачи, мыслящий человек совершает открытия, обнаруживает более глубокие вопросы». [1, с.178]
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Использование задачного подхода на уроках физики позволяет научить учащегося в рамках решения задачи выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы, поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания, что позволит применить полученные знания и сформированные навыки организации работы при выполнении исследовательских заданий.
Использование задачного подхода на уроках физики предполагает работу с соответствующей задачей на каждом этапе обучения. Значит, неоходима система задач, составленных так, чтобы учащийся, последовательно переходя от решения одной задачи к другой, мог достичь целей, поставленных учителем в отношении развития его способностей и формирования определенных ууд. Система задач становится основой и управляет воздействием в процессе обучения. Важное значение имеет правильный выбор места каждой задачи в учебном процессе. Использование задач разных видов позволит показать учащемуся практическое применение школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях.
Решение задач исследовательского характера способствуют формированию умений анализировать условие задачи, преобразовывать проблему в ряд нескольких более простых, составлять план и алгоритм решения, проверять полученные экспериментально данные теоретически, проводить сравнение, делать выводы.
Решение физико-технических задач обеспечивает творческую активность и самостоятельность обучающихся. Посредством его формируются политехнические умения и навыки, расширяются, углубляются и используются на практике приобретенные знания, воспитываются профессиональные качества, развиваются познавательные интересы и способности обучающихся. [3]
Решение качественных задач поможет в самоанализе и рефлексии. Решение творческих задач – покажет различные формы презентации, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макетов, плакатов, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений.
Таким образом, задачный подход на уроках физики закладывает прочную основу исследовательской деятельности школьников, позволяя формировать проектно-исследовательскую компетентность.
Литература
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. М. Прогресс. 1987
Глебова М. В. Психолого-педагогические условия развития продуктивного мышления старшеклассников в процессе обучения : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01, 19.00.07 : СПб., 2000 270 c. РГБ ОД, 61:01-13/1775-8
Имашев Г.И Решение задач с политехническим содержанием. Электронный ресурс http://www.rusnauka.com/5._NTSB_2007/Pedagogica/