Предмет: Окружающий мир. А.А. Плешаков. 4 класс, 1 часть, стр. 60-64
Тема: Равнины и горы России.
Тип задания | Формулировка задания | Цель задания | Алгоритм работы с заданием | Критерии и показатели оценки | Предполагаемые ответы детей |
Узнавание | 1. В каком ряду указаны только равнины России? А) Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Большой Кавказ; Б) Восточно-Европейская, Саяны, Западно-Сибирская; В) Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Амурско-Зейская. | Умение применять знания о равнинах России. | 1. Прочитайте задание; 2. Изучите все данные варианты ответа; 3. Определите по данным названиям, является ли географический объект равниной; 4. Подчеркните верный вариант ответа. | 1б.-выполнено верно; 0б.-выполнено неверно. | Читаю задание; рассматриваю все варианты ответов; определяю по названию, является ли объект равниной; подчёркиваю вариант В) Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Амурско-Зейская. |
2. Найдите верные высказывания: 1) Равнины с низменностями и возвышенностями называют холмистыми. 2) Саяны включены в список Всемирного наследия. 3) Русская равнина — величайшая в мире. | Умение применять знания о равнинах и горах России. | 1. Прочитайте задания; 2. Изучите все данные варианты ответа; 3. Подумайте, какие факты правдивы; 4. Обведите цифры правильных ответов. | 2б.-выбраны два верных ответа; 1б.-выбран только один верный ответ; 0б.-выбран неверный ответ. | Читаю задание; рассматриваю все варианты ответов; вспоминаю факты о горах и равнинах России, определяю верные; обвожу цифры правильных ответов: 1, 2. |
3. Соотнесите название географических объектов с группой, к которой они относятся. Запиши ответы в таблицу. 1) Саяны; 2) Восточно-Европейская; 3) Западно-Сибирская 4) Уральские; 5) Крымские. | Умение применять знания о равнинах и горах России. | 1. Прочитайте задания; 2. Изучите все данные варианты ответа; 3. Вспомните названия гор и равнин; 4. Соотнесите их название с группой; 5. Запишите ответы в таблицу. | 2б.-ответы записаны верно в двух столбцах; 0б.-ответы записаны неверно. | Читаю задание; рассматриваю все варианты ответов; вспоминаю название гор и равнин; соотношу географические объекты с группами; записываю ответы в таблицу. |
Воспроизведение | 1. Вставьте пропущенные слова: К востоку от Уральских гор расположена _____равнина. На карте хорошо видно, что это огромная _____. | Умение самостоятельно воспроизводить понятие Западно-Сибирская равнина. | 1. Прочитайте задание; 2. Изучите текст; 3. Вспомните, где вы могли его увидеть; 4. Подумайте, какие слова необходимо вставить. Заполните ими пропуски. | 2б.-все пропуски заполнены верно; 1б.-один из пропусков заполнен верно; 0б.-все пропуски заполнены неверно. | Читаю задание; изучаю его текст; вспоминаю, что видел отрывок в учебнике; заполняю пропуски: К востоку от Уральских гор расположена Западно-Сибирская равнина. На карте хорошо видно, что это огромная низменность. |
2. Дополните определение, пользуясь словами для справок. _____ - высочайшая в России гора. Эту гору называют _____, потому что у неё две _____ . Слова для справок: Эльбрус, вершины, двуглавой. | Умение самостоятельно воспроизводить определение горы Эльбрус. | 1. Прочитайте задание; 2. Изучите определение, слова для справок; 3. Заполните пропуски в тексте с помощью слов для справок. | 3б.-все пропуски заполнены верно; 2б.-два пропуска заполнены верно; 1б.-один пропуск заполнен верно; 0б.-все пропуски заполнены неверно. | Читаю задание; изучаю текст и слова для справок; заполняю пропуски словами из справок: Эльбрус - высочайшая в России гора. Эту гору называют двуглавой, потому что у неё две вершины. |
3. Вставьте пропущенные слова. _____на физической карте изображены зеленым цветом. _____ на физической карте изображены желтым цветом. _____ на физической карте изображены коричневым цветом. | Воспроизведение усвоенных знаний по изученным обозначениям физической карты. | 1. Прочитайте задание; 2. Изучите характеристику обозначений; 3. Заполните пропуски. | 3б.-все пропуски заполнены верно; 2б.-два пропуска заполнены верно; 1б.-один пропуск заполнен верно; 0б.-все пропуски заполнены неверно. | Читаю задание; изучаю характеристику обозначений; заполняю пропуски: Равнины и низменности на физической карте изображены зеленым цветом. Возвышенность на физической карте изображены желтым цветом. Горы на физической карте изображены коричневым цветом. |
Понимание | 1. Объясните, почему Восточно-Европейскую равнину называют холмистой. | Умение самостоятельно объяснять, почему Восточно-Европейскую равнину называют холмистой. | 1. Прочитайте задание. 2. Вспомните, что вы знаете о Восточно-Европейской равнине. 3. Ответь на вопрос. Запиши. | 2б.-дан полный и правильный ответ; 1б.-дан правильный, но не полный ответ; 0б.-дан неправильный ответ. | Читаю задание; вспоминаю информацию о ней; записываю ответ: Восточно-Европейскую равнину называют холмистой, потому что, на ней расположено много низменностей, возвышенностей и холмов. |
2. Прочитайте. О чём говорится в тексте? «Они протянулись с севера на юг через всю страну. В старину их величали "Каменный пояс Земли Русской", потому что они как бы перепоясывают страну, отделяя европейскую часть от азиатской». | Умение самостоятельно анализировать и определять о чём говорится в тексте. | 1. Прочитайте задание; 2. Внимательно прочтите текст; 3. Определите, о чём говорится в тексте; 4. Запишите ответ. | 2б.-дан верный и полный ответ; 1б.-дан верный, но краткий ответ; 0б.-дан неверный ответ. | Читаю задание; изучаю текст; определяю, что в тексте говорится об Уральский горах; записываю ответ: в тексте говорится об Уральских горах. |
3. Объясните, какие равнины называют холмистыми, а какие плоскими приведи пример(-ы) к каждому случаю. | Умение самостоятельно объяснять изученный материал и приводить примеры географических объектов. | 1. Прочитайте задание; 2. Вспомните, какие равнины называют холмистыми, а какие плоскими; 3. Запишите; 4. Приведите пример к каждому случаю; 5. Запишите. | 4б.-объяснено, какие равнины называют холмистыми, а какие плоскими, приведено минимум по одному примеру в каждом случае; 3б.- объяснено, какие равнины называют холмистыми, а какие плоскими, приведён один пример к любому из случаев; 2б.- объяснено, какие равнины называют холмистыми, а какие плоскими; 1б.-обяснён один из случаев и приведён пример к нему; 0б.-задание выполнено неверно. | Читаю задание; вспоминаю, какие равнины называют холмистыми, а какие плоскими; записываю ответ; привожу пример к каждому случаю и записываю: Плоскими называются равнины, поверхность которых ровная: на многие километры нет ни понижений, ни повышений; к этому случаю относится Западно-Сибирская равнина. Холмистыми называются равнины, поверхность которых не совсем ровная: имеет низменности, возвышенности, много холмов; к этому случаю относится Восточно-Европейская равнина. |
Применение в знакомых условиях | 1. Рассмотрите группу географических объектов. Подчеркни лишний. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье. | Умение самостоятельно использовать полученную информацию для выделения группы объектов. | 1. Прочитайте задание; 2. Изучите группу географических объектов; 3. Определите, какие объекты, к какой группе относятся; 4. Определите лишний. Подчеркните его. | 2б.-задание выполнено верно; 0б.-задание выполнено неверно. | Читаю задание; изучаю название равнин; определяю, что группу можно разделить на плоские и холмистые равнины; подчёркиваю ответ: Восточно-Европейская равнина. |
2. Прочитайте. Выберите среди данных суждений правильные. Преобразуй неправильное суждение в правильное. А) Уральские горы довольно низкие: менее 2000м над уровнем моря. Они знамениты своими минералами, которые здесь издавна добывали. Б) Самые высокие горы России – Кавказские, до 5000м над уровнем моря и даже выше. Многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты льдом и снегом. В) Среди Кавказских гор расположена высочайшая в России гора – Эльбрус. Г) Высота первой вершины 5642с, а второй 5621м. Д) На юге Сибири расположены Крымские и Уральские горы. | Преобразование усвоенной информации в знакомых условиях на примере текста учебника. | 1. Прочитайте задание; 2. Внимательно изучите все суждения; 3. Выберите и запишите правильные суждения; 4. Найдите неправильное суждение; 5. Преобразуйте его в правильное. Запишите. | 3б.- определены правильное и неправильное суждение. Неправильное суждение преобразовано в правильное. 2б.- определены правильные и неправильные суждения. Неправильные суждения не преобразованы в правильные. 1б.- определены лишь несколько правильных и неправильных суждений. Неправильные суждения не преобразованы в правильные. 0б.- задание выполнено неверно. | Читаю задание; изучаю все суждения; выбираю и записываю правильные суждения; выделяю одно неправильное суждение; преобразую неправильное суждение в правильное; записываю: Я считаю, что к правильным суждениям относятся А, Б, В, Г. Суждение Д - неверно. Преобразую его в правильное: на юге Сибири расположены горы Алтай и Саяны. |
3. Катя составила пары из фактов о горах и равнинах. Проверьте её ответы и исправьте в случае необходимости. А) Восточно-Европейская равнина одна из крупнейших равнин на Земле; Б) Уральские горы внесены в Список всемирного наследия. В) Вулканы Камчатки в старину называли «Каменный пояс Земли Русской»; | Умение самостоятельно использовать усвоенную информацию для составления пары из предоставленных данных. | 1. Прочитайте задание; 2. Изучите составленные пары; 3. Определите, какая(-ие) пара(-ы) составлена(-ы) неверно; 4. Исправь ошибки и запиши пары правильно. | 3б.- указаны и исправлены все неправильные пары; 2б.- указана и исправлена только одна пара; 1б.- указаны только неправильные пары; 0б.- задание выполнено неверно. | Читаю задание; изучаю составленные пары; определяю, что составлены неверно две пары: Б и В; исправляю ошибки и записываю правильный ответ: Б) Уральские горы в старину называли «Каменный пояс Земли Русской»; В) Вулканы Камчатки внесены в Список всемирного наследия. |
Применение в новых условиях | 1. Придумайте и составьте небольшой рассказ о том, где бы вы хотели побывать среди мест, о которых мы говорили на уроке. Озаглавьте его. (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье, Уральские, Кавказские горы, горы Алтай и Саяны, Эльбрус). | Умение самостоятельно преобразовывать усвоенную информацию в нужный вид. | 1. Прочитайте задание; 2. Вспомните, как и где находятся равнины и горы; 3. Выберите тот географический объект, который вы бы хотели посетить. 4. Озаглавьте текст. 5. Напишите небольшой рассказ. | 4б.- текст написан подробно и без орфографических ошибок. 3б. – текст написан подробно, но присутствуют орфографические ошибки; 2б. – текст написан кратко, сжато, не подробно, без орфографических ошибок; 1б.-текст написан очень кратко, присутствуют орфографические ошибки; 0б.-написано меньше двух предложений. | Читаю текст; вспоминаю информацию о горах и равнинах, которые мы изучали; я выбираю горы Алтай и пишу о них: «Горы Алтай» Мне всегда было интересно узнать, каково это – побывать в горах. Меня привлекала их величавая красота и дух приключения, который, наверное, царит там каждый день. Я всегда мечтал там побывать. Однажды мои родители решили отправиться в поездку на горы Алтай, я поехал с ними. Как только мы прибыли на место, я почувствовал себя настоящим исследователем, готовым покорять эти прекрасные вершины. И теперь, когда я возвращаюсь домой, уже мечтаю о новых приключениях. Горы Алтай оставили в моем сердце неповторимый след, который навсегда будет напоминать мне о величии и красоте этого места. |
2. Подумай, какие знаки необходимо поставить на пути в горы? Придумай для них названия. Нарисуй 3 знака или больше. | Умение самостоятельно анализировать информацию для выполнения задания, связанного с ней. | 1. Прочитайте задание; 2. Подумайте о том, какие опасности могут подстерегать в горах? Что необходимо в горах? Что можно и нельзя делать в горах? 3. Придумайте названия для знаков; 4. Нарисуйте знаки. | 5б.-нарисовано больше 3 знаков, к каждому придумано название, знаки нарисованы в цвете; 4б.-нарисовано 3 знака, к каждому придумано название, знаки нарисованы в цвете; 3б.-нарисовано 3 знака, к каждому придумано название, знаки нарисованы не в цвете; 2б.-нарисовано меньше 3 знаков, к каждому придуманы названия, знаки нарисованы в цвете или нет; 1б.-нарисован 1 знак, придумано название, знак нарисован в цвете; 0б.-задание не выполнено или нарисован один знак без названия, не в цвете. | Читаю задание; вспомню материалы урока и подумаю, какие опасности могут подстерегать в горах, что может пригодиться в той местности; придумаю название знаков и нарисую: Опасность падения. Крутой спуск. Оползень. |
3. Прочитай книги или научные журналы об Уральских горах. Самостоятельно составь сообщения из полученной информации. | Умение самостоятельно анализировать, преобразовывать и выделять информацию. | 1. Прочитайте задание; 2. Найдите самостоятельно или попросите взрослых предоставить вам литературу об Уральских горах; 3. Изучите информацию из источников, выделите главное; 4. Составьте сообщение. | 5б.-сообщение составлено грамотно, перечислены факты о горах, нет орфографических ошибок, объём текста не менее половины тетрадного листа; 4б.- сообщение составлено грамотно, перечислены факты о горах, нет орфографических ошибок, объём текста чуть меньше половины тетрадного листа; 3б.- сообщение составлено грамотно, перечислены факты о горах, присутствуют орфографические ошибки, объём текста чуть меньше половины тетрадного листа; 2б.-сообщение составлено грамотно, перечислено несколько фактов, присутствуют орфографические ошибки, объём текста меньше половины тетрадного листа; 1б.-сообщение составлено грамотно, факты не перечислены, присутствуют орфографические ошибки, объём текста значительно меньше половины тетрадного листа; 0б.- сообщение составлено неграмотно, нет перечисленных фактов, присутствуют орфографические ошибки, объём текста менее 4 предложений. | Читаю задание; нахожу в домашней библиотеке научную литературу об Уральских горах; изучаю сведения о них; выделяю главное и составляю сообщение: Уральские горы — самая длинная горная система на территории России. Её протяжённость составляет более 2000 км, а ширина хребта — от 40 до 150 км. Уральские горы разнообразны по высоте: от самой низки — Боктыбай (576 метров) до самой высокой — Пайер (1472 метра). На территории Уральских гор обнаружено 55 видов минералов, к которым относятся залежи каменного угля, нефти и газа. В 2012 году на территории Урала были обнаружены фрагменты скелета мамонта. Там же обнаружены почти полностью разрушенные следы древних городов. В этой местности развит спелеотуризм, посвящённый исследованию многочисленных пещер. |
Тема проекта: Все профессии нужны, все профессии важны.
Цель проекта: сформировать ценностное отношения к труду людей разных профессий.
представители разных профессий – консультанты.
№ п/п | Мероприятия проекта | Участники | Ожидаемый результат | Показатели результата | Примечания |
Подготовительный этап |
| Круглый стол «Организация сетевого проекта» | Классный руководитель, родители обучающихся, педагог ДОП образования, библиотекарь, учитель ИЗО. | Составление плана, договоренность, определение участников. | Готовый план сетевого проекта, список участников. | Круглый стол, очный формат. |
| Конференция «Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста» | Классный руководитель, родители обучающихся, педагог ДОП образования. | Определение плана мероприятий по направлению, определение содержания и форм реализации воспитательного проекта в условиях сетевого взаимодействия. | Составление программы совместной деятельности школы и учреждений дополнительного образования. | Конференция, онлайн формат. |
| Первичное анкетирование по профориентации учащихся. «Кем мне быть?» | Классный руководитель, обучающиеся, педагог-психолог, завуч по воспитательной работе, | Учащиеся проходят первичное анкетирование И по его итогам получают примерный результат-наиболее подходящая им профессия. | Примерное определение будущей профессии учащихся, с помощью анкетирования. | Возможен как очный формат, так и онлайн формат. |
| Викторина «Мир профессий»; | Классный руководитель, обучающиеся, | Просвещение учащихся в трудовой деятельности. Ознакомление с миром профессий. | Высокая активность учеников, верные ответы на вопросы, заинтересованность учащихся в выборе будущей профессии. | Викторина проходит с элементами ИКТ, дети отвечают на вопросы, выполняют задания и работают в команде. |
| Родительское собрание «Важность ранней профориентации детей» | Классный руководитель, педагог ДОП образования, родители обучающихся. | Просвещение родителей в вопросах ранней профориентации детей. | Активная заинтересованность родителей в вопросах профориентации своих детей, обсуждение вариантов работы с классом, направленной на выбор будущей профессии. | Собрание проходит в формате круглого стола, родители активно дискутируют по вопросам собрания. |
| Квест в библиотеке «Книги о профессиях»; | Классный руководитель, обучающиеся, библиотекарь. | Ознакомление детей с профориентационной литературой. | Высокая заинтересованность учащихся в вопросах выбора профессии, беседа с библиотекарем по подбору подходящей литературы. | Выставка проходит в формате квеста, где дети выполняют различные задания и учатся подбирать правильную литературу. |
Основной этап |
| Экскурсия в Кидбург; | Классный руководитель, родители, экскурсовод, обучающиеся, работники детского города профессий «Кидбург» | Формирование представления обучающихся о многообразии профессий. | Дети в игровой форме пробуют себя в роли работников различных профессий, узнавая при этом особенности работы, выявляя для себя интересные моменты Пишут в карточках, какие навыки развивают профессии, в которых они себя попробовали | Экскурсия включает в себя возможность учеников примерить на себя различные профессиональные роли Командная работа и индивидуальные успехи каждого ученика.. |
| Открытый микрофон «Когда я вырасту…». | Классный руководитель, обучающиеся, родители, технический специалист. | Подготовка выступлений по теме «Когда я вырасту…». | Высказывание своих желаний, мыслей по поводу своей будущей профессии. | Открытый микрофон, актовый зал, очный формат. |
| Экскурсия в павильон «Газпром» на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ | Классный руководитель, обучающиеся, родители, экскурсовод, персонал павильона. | Ученики узнают и возможно заинтересуются профессиями в сфере газовой промышленности России. Узнают интересные факты о сфере данной промышленности | Дети заполняют карточку, где рассказывают об интересных фактах, которые они узнали с выставки | Экскурсия Очный формат Парк ВДНХ |
| Серия встреч с родителями учащихся | Классный руководитель, педагог ДОП образования, обучающиеся, родители, | Формирование ценностного отношения к труду людей различных профессий. | Высокая заинтересованность детей в беседе с родителями, которые являются одновременно представителями разных профессий. | Во время встречи взрослые демонстрируют презентации и рассказывают о той или иной профессии. Под конец встречи детям раздаются буклеты. |
| Серия экскурсий на производство. | Классный руководитель, обучающиеся, экскурсовод, родители. | Просвещение учащихся в сфере профессиональной деятельности людей. | Проявление учениками любознательности и заинтересованности в изучении профессиональной деятельности людей. | Дети выбирают место экскурсии в зависимости от интересующей их профессии. |
Заключительный этап |
1. | Конкурс детского рисунка «Если бы не было этой профессии»; | Классный руководитель, обучающиеся, учитель ИЗО. | Формирование ценностного отношения учащихся к профессиям. | Заинтересованность детей участием в конкурсе. Проведение дискуссии на тему выбора профессии для конкурса рисунков. | Проводится подведение итогов и награждение победителей и призеров. |
2. | Поход в гончарную студию на мастер-класс «Глина всё чувствует». | Классный руководитель, обучающиеся, учитель ИЗО, родители, мастера студии. | Проведение мастер-класса, изготовление кружок или тарелок (на выбор) формирование представления о гончарном деле. | Мастер-класс, глиняные кружки и тарелки, получение опыта в гончарном деле. | Мастер-класс, очный формат. |
3. | Дискуссия «Все ли профессии нужны»; | Обучающиеся, классный руководитель. | Формирование ценностного отношения ко всем профессиям. | Активное участие детей в дискуссии, командное взаимодействие, выражение своей точки зрения. | Очный формат. При помощи сигнальных карточек обучающиеся демонстрируют свое мнение. |
4. | Фестиваль профессий. | Классный руководитель, педагог ДОП образования, обучающиеся, родители. | Содействовать формированию ранней профориентации младших школьников. | Совместное участие детей и родителей в фестивале, представление выбранной профессии и разъяснение своего выбора. | Учащиеся вместе с родителями выбирают, понравившуюся им профессию, подготавливают выступление. По окончании фестиваля проводится голосование за лучшее представление. |
5. | Круглый стол «Подведение итогов». | Классный руководитель, педагог ДОП образования, обучающиеся, родители обучающихся, учитель ИЗО, библиотекарь. | Публикация в журнале «Начальная школа». | Опубликованная статья в журнале «Начальная школа». | Круглый стол, очный формат. |