Цель урока: сформировать у учащихся представление о технологической культуре, технологии и ее видах; ознакомить с технологическими укладами, обозначить связи технологии с наукой, техникой и производством; развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям; способствовать формированию технологической культуры.
Опорные понятия: технологическая культура, технология, технологический уклад, научно-техническая революция (НТР), технологическая революция.
Просмотр содержимого документа
«Задания для дистанционного обучения. ТЕХНОЛОГИЯ. 11 класс. Тема: "Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства.»."»
ТЕХНОЛОГИЯ 11кл.
Учитель: Лужеренко И.А.
ЗАДАНИЯ
для дистанционного обучения 11 ноября 2020г.
Тема урока: Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о технологической культуре, технологии и ее видах; ознакомить с технологическими укладами, обозначить связи технологии с наукой, техникой и производством; развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям; способствовать формированию технологической культуры.
Опорные понятия: технологическая культура, технология, технологический уклад, научно-техническая революция (НТР), технологическая революция.
ИЗУЧЕНИЕ: Изложение нового материала.
Проблемные вопросы:
Ваше понимание «технологии»?
Назовите виды технологий?
Какие достижения техники и технологий ХХ века вы считаете самыми значимыми для человечества?
Новое понятие «технология» (записать в конспект). Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства.
Разбирая содержание схемы (перечертить в тетрадь), учащиеся могут назвать виды промышленных технологий и привести примеры.
Для дальнейшей беседы об основополагающих технологических проблемах предлагается описать технологию изготовления, например, валика. Учащиеся должны самостоятельно выявить необходимость таких вопросов: как обрабатывать (технологический процесс), на чем обрабатывать? чем? Вводятся понятия «технологические машины», «технологические приспособления».
(перечертить в тетрадь)
Понятие «технологический уклад» (записать в конспект). Технологический уклад — совокупность сопряжённых производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет неравномерный ход научно-технического прогресса.
Назовите технологические уклады и их основные технические достижения.
(перечертить в конспект)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Практическая работа.
Выполнить задания и упражнения:
А) Расположить исторически сложившиеся типы универсальной культуры в правильном прядке:
Антропологическая (1), мифологическая (2), технологическая (3), космологическая (4).
Б) Здесь приведена таблица «Основные научные открытия и изобретения в эпоху господства антропологической культуры (характерной для развитой природной цивилизации и охватывающей 2-ую половину 18, а также 19 и начало 20 веков)».
Годы | Авторы | Открытия, изобретения |
1729 | Г. Стефан | Явление электропроводности |
1733 | Ш. Дюфе | Электричество |
1738 | А.К. Нартов | Станок с механическим суппортом |
1748 | М.В. Ломоносов | Закон сохранения и превращения энергии |
1770 | П. Дро | Первый робот «Пишущий мальчик» |
1789 | М.Г. Клапрот | Уран |
1791 | И.П. Кулибин | Самокатка |
1799 | А. Вольт | Гальванический элемент |
1801 | Е.А. Артамонов | Двухколесный велосипед |
1802 | В.В. Петров | Электрическая дуга |
1826 | Г. Ом | Закон Ома |
1831 | М.Фарадей | Электромагнитная индукция |
1832 | Н.И. Лобачевский | Новая неевклидовая геометрия |
1832 | И. Пикел | Генератор электрического тока |
1834 | Б.С. Якоби | Электродвигатель |
1834 | Е.А. и М.Е. Черепановы | Паровоз |
1837 | Я.Э. Пуркинье | Основы теории клетки |
1859 | Ч. Дарвин | Эволюционное учение |
1860 | Э. Лендар | Газовый двигатель внутреннего сгорания |
1869 | Д.И. Менделеев | Периодическая система элементов |
1874 | А.Н. Ладыгин | Электролампочка |
1877 | Т.А. Эдиссон | Фонограф |
1881 | А.Ф. Можайский | Летательный аппарат |
1884 | И.С. Костович | Бензиновый двигатель внутреннего сгорания |
1887 | Г.Герц | Электромагнитные волны |
1888 | Ф.А. Блинов | Трактор |
1891 | Д.Добровольский | Трехфазный асинхронный двигатель |
1895 | А.С. Попов | Радио |
1895 | В.К. Рентген | Рентгеновский лучи |
1896 | А.А. Беккерель | Естественная активность |
1898 | В. Пауэльсон | Магнитная запись звука |
1900 | Т.А. Эдисон | Щелочной аккумулятор |
1905 | А. Энштейн | Теория относительности |
1910 | М. Кюри, А. Дебьер | Радиоактивность и радиоактивное излучение |
1927 | Д.Л. Берд | Запись изображения |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составьте аналогичную таблицу «Основные научные открытия и изобретения середины и начала ХХ века». Рекомендуется использование справочного, энциклопедического материала.