Задания школьного этапа
всероссийской олимпиады школьников по русскому языку,
9 класс
2013-2014 учебный год
Фонетика (5 баллов)
Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Орфоэпия (4 балла)
В некоторых языках ударение одноместное, т.е. закреплено во всех словах за одним и тем же слогом: например, во французском языке оно всегда падает на последний слог, в чешском,- наоборот, на первый.
Чем характеризуется ударение в русском языке? Приведите примеры.
Морфемика (4 балла)
Выпишите пары слов с одинаковыми приставками:
польёт - полёт, полезет — полезный, пробовать - пробивать, прошла — прошила, подышать — подшить, вскоре - вскроет, вслух - вслед, всемерно - всемеро, взрыв - вздор, взлёт - вздох.
Словообразование (6 баллов)
Распределите данные ниже слова по способу словообразования: 1) приставочный, 2) суффиксальный, 3) приставочно-суффиксальный; 4) бессуффиксный.
Взлететь, подснежник, душонка, вылет, раскрасавица, межпланетный, спасатель, синь, небезвредный, дождливый, зимовать, вход.
Лексика (5 баллов)
Установите значение приведённых ниже омографов, составив словосочетания или предложения с каждым из "спрятанных" здесь слов.
Атлас, рожки, хлопок, выкупать, парить.
Фразеология (4 балла)
Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) биться об заклад; б) растопить лёд; в) не чаять души, г) сидеть между двух стульев.
Морфология (4 балла)
Определите, какими частями речи являются выделенные слова:
а) Об этом событии студенты узнали после.
б) Раз мы отправились на экскурсию.
в) После урока дети отправились на прогулку.
г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.
д) Мы голосуем за.
е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.
ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.
Синтаксис (3 балла)
Определите синтаксическую функцию инфинитива:
а) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей.
б) Теперь опять в нем родилась надежда найти отца.
в) Секретарь попросила посетителя подождать в приемной.
г) Смотреть – время терять.
д) Я приказываю экипажу прыгать с парашютами.
Культура речи (3 балла)
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Исправьте ошибку. Объясните.
а) Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.
б) Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.
в) Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.
г) Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
Стилистика (2 балла)
Какой стилистический прием использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта?
Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
Текст (10 баллов)
Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.
Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап...ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл...вах чу…твуя пр...бл...жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш...м воздухе (не,ни)слышно н...сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л...гушки.
Максимальное количество баллов за работу – 50.
Ключи к заданиям школьного этапа
всероссийской олимпиады школьников по русскому языку,
9 класс
2013-2014 учебный год
Фонетика
Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой.
Критерии оценивания. По 0,5 балла за каждое верно выписанное слово. Итого: 5 баллов
Орфоэпия
В русском языке ударение разноместное (свободное): есть слова с ударением на первом и последнем, на предпоследнем и среднем слогах. Например: мармелад, привилегия, почерк, капризничать и др.
Ударение подвижное, т.е. при склонении и спряжении слов может передвигаться с одного слога на другой: голова, голову, голов.
Критерии оценивания. По 1 баллу за каждое качество ударения. За наличие правильных примеров, характеризующих качества ударения, – 2 балла. Итого: 4 балла
Морфемика
Польёт - полёт, прошла — прошила, вслух - вслед, взлёт - вздох.
Критерии оценивания. По 1 баллу за каждую пару слов. Итого: 4 балла
Словообразование
Приставочный | Суффиксальный | Приставочно-суффиксальный | Бессуффиксный |
Взлететь Раскрасавица Небезвредный | Душонка Спасатель Дождливый Зимовать | Подснежник Межпланетный | Вылет Синь Вход |
Критерии оценивания. По 0,5 балла за каждое слово. Итого: 6 баллов
Лексика
Атлас – сборник таблиц, географических карт и т.п. Географический атлас.
Атлас – сорт шёлковой гладкой блестящей ткани.
Рожки – уменьш. к рога – вырост из костного вещества на черепе у некоторых животных. Остались от козлика рожки да ножки.
Рожки – пищевой продукт в виде мелко нарезанных макарон. На гарнир дали рожки.
Хлопок – удар в ладоши. В зале раздались отдельные хлопки.
Хлопок- растение, семена которого покрыты пушистыми волосками, дающими волокно.
Выкупать – освобождать, получать обратно деньги. Выкупать пленника.
Выкупать – погрузив в воду, вымыть. Выкупать в ванной.
Парить – держаться в воздухе неподвижно на раскрытых крыльях. Орёл парит под облаками.
Парить - подвергать действию пара; приготовлять что-либо в закрытом сосуде на пару. Парить овощи.
Критерии оценивания. По 0,5 балла за каждое удачное словосочетание или предложение.
Итого: 5 баллов
6. Фразеология
а) спорить с обязательством оплатить проигрыш;
б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;
в) очень сильно, безгранично любить кого-либо;
г) придерживаться одновременно различных, непримиримых точек зрения в чем-либо.
Критерии оценивания. По 1 баллу за каждый верно растолкованный фразеологизм.
Итого: 4 балла
7. Морфология
а) наречие; б) наречие; в) предлог; г) союз; д) наречие; е) предлоги; ж) наречие.
Критерии оценивания. По 0,5 балла за каждую верно определенную часть речи.
Итого: 4 балла
8. Синтаксис
а) обстоятельство;
б) определение;
в) дополнение;
г) подлежащее и сказуемое;
д) дополнение.
Критерии оценивания. За каждую верно указанную синтаксическую функцию инфинитива – 0,5 балла. Итого: 3 балла.
9. Культура речи
Ошибка в предложении под буквой «г». Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется.
Критерии оценивания. За верно найденное предложение с ошибкой – 1 балл. За исправление – 1 балл. За объяснение – 1 балл. Итого: 3 балла.
10. Стилистика
Для создания комического эффекта А.П. Чехов использовал инверсию.
Критерии оценивания. За верный ответ – 2 балла.
11. Текст
Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.
Критерии оценивания. За удачно подобранный заголовок – 1 балл. За правильно вставленные буквы и верно расставленные знаки препинания – 4 балла. За творческую работу- до 5 баллов. Итого: 10 баллов
Максимальное количество баллов за работу – 50.