Северо – Казахстанская область
Уалихановский р-он с. Кишкенеколь
Ясли – сад «Балдаурен»
«Закаливаеие детей с раннего возраста»
Выполнила: Мустафина Ш.Б.
«Сильный, но не заклеенный человек подобен крепости с толстыми высокими стенами, в которой забыли поставить ворота», - гласит народная мудрость.
Проблема закаливания детей в ДОУ привлекает внимание учёных. Об этом говорит поток научных исследований. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стояли учёные отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви - Гориневской, Г.Н. Сперанским, Е.Д., Заблудовской, Е.К. Талановой., которые позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий закаливания детей в дошкольных учреждениях.
Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что воспитание здорового ребёнка было и остается наиболее значимым в практике дошкольного воспитания, она заключается в определении оптимальных путей закаливания детей. Важная роль в успешном применении оздоровительных средств и методов принадлежит созданию таких условий организации учебно-воспитательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольника.
Закаливание – прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышения его устойчивости к воздействию постоянно изменяющих условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закалённый человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.
Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.
Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. В основе закаливания лежит способность отвечать определённым реакциям на те, или иные внешние раздражения: температурные, световые, водные и т. д. При многократном повторении раздражения происходит постепенное приспособление – отбор наиболее выгодных для организма реакций. На основе этого физиологического закона организм приспосабливается и к изменяющимся условиям внешней среды – холоду, жаре, влажности и т. д. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Для закаливания детей раннего возраста используются факторы внешней среды; по степени воздействия они располагаются в следующей последовательности: воздух, вода, солнце. Данные факторы применяются как отдельно, так и в комплексе. Основные виды закаливания: водные процедуры, воздушные, солнечные ванны.
Один из главных принципов закаливания – систематичность. Заключается в систематическом его проведении, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Она позволяет нервной системе адекватно реагировать на изменение условий внешней среды. Лучше всего, если пользование закаливающих процедур будет чётко закреплено в режиме дня.
Второй принцип – постепенность. Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия определяется тем, что закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно. Начинать надо со слабого воздействия на организм, постепенно переходя к процедурам более сильным и длительным.
Третий принцип – последовательность. Заключается в необходимости предварительной тренировки организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.
Четвёртый принцип – учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка: состояние его здоровья, физического и психического развития. Закаливание обязательно должно проходить на фоне положительных эмоций. Чтобы оно не вызывало у ребенка отторжения, можно проводить его в игровой форме, под веселую, задорную музыку.
Пятый, не менее важный принцип - комплексность закаливания. Закаливание должно проходить в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями: корригирующей, дыхательной гимнастикой, фитотерапией и т.д..
Закаливание воздухом.
Главным требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего, обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Дети очень чувствительны к недостатку воздуха, относительная потребность в кислороде у них в 2,5 раза, чем у взрослого человека. Если ребёнок проводит недостаточно времени на свежем воздухе, спит и бодрствует в душном помещении, у него снижается аппетит, ухудшается сон, создаются предпосылки для частых респираторных заболеваний.
Температура на уровне ребенка с 1года до 3 лет +19° - +20о. При такой температуре напряжение процессов терморегуляции у ребенка минимально. Дети должны находиться в двухслойной одежде: мальчики – шорты, майка, рубашка, носки; девочки – майка, платье, носки.
Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. В летний период проветривание должно происходить круглосуточно. В холодное время года проводят сквозное проветривание кратковременно, 5 - 7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4-5 градусов, т. е. опускаться до +14 – 16 градусов.
Проводят проветривание:
1) утром перед приходом детей
2) перед занятиями
3) перед возвращением детей с прогулки
4) во время дневного сна.
Проветривание проводится в отсутствии детей и заканчиваться за 30 минут до прихода детей с прогулки или НОД. Прогулки – дети должны гулять не менее двух раз в день в общей сложности 2,5-3 часа. В зимнее время для детей трёх лет прогулки разрешаются при температуре до -15 градусов без ветра.
Воздушные ванны.
При проведении воздушных ванн дети определённое время находятся без одежды при комфортных значениях температуры и отсутствии ощутимого движения воздуха. Для получения эффекта воздушные ванны следует проводить в помещении при температуре воздуха 18-20 градусов, на открытом воздухе (без ветра) при температуре 19-22 градуса, через час после еды или за 30 минут до еды, можно после дневного сна, нельзя перед сном. После воздушных ванн дети себя чувствуют бодрыми и весёлыми. Воздушные ванны всегда предшествуют водным закаливающим процедурам.
Закаливание водой.
Все гигиенические процедуры основаны на использовании воды при определённых условиях применяются как средство закаливания. Утреннее умывание, мытьё рук, ног можно использовать в качестве закаливающих процедур. Для закаливания носоглотки и слизистой глотки используют полоскание водой комнатной температуры. Для полоскания достаточно 1/3 – 1/2 стакана воды. Водные закаливающие процедуры подразделяются на обтирания (местные и общие), обливания (местные и общие), ванны, душ, купание на открытом водоёме.
Закаливание солнечными лучами.
Солнечный свет стимулирует обменные процессы, повышает иммунитет и оказывает антибактериальное действие, под влиянием ультрафиолетовых лучей в клетках кожи образуется меланин. Вырабатывается витамин D. Чрезмерное пребывание на солнце опасно возникновением болезненных состояний: теплового и солнечного ударов, ожога кожи. В тёплую солнечную погоду обязательно нужно много пить и носить лёгкую светлую одежду, не препятствующую испарению пота, голова ребёнка должна быть покрыта головным убором (панамкой, косынкой).
В детском саду закаливание проводится двух видов:
- общее закаливание;
- специальное закаливание.
К общему закаливанию относится:
- ежедневный утренний приём детей на свежем воздухе, организация сквозного проветривания в отсутствии детей, мытьё рук до локтей и умывание лица прохладной водой, постепенно до +18 градусов, нахождение детей в групповой комнате в облегчённой одежде, проведение занятий физическими упражнениями в спортивном зале, сон в спальне при открытых фрамугах при температуре, определённой СанПин.
К специальному закаливанию детей относится:
- ступенчатое закаливание, в каждой возрастной группе, имеющий свой вид закаливающих процедур.
Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Закаливание не только повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание роста и развития ребенка. Поэтому оно должно занимать прочное место в режиме дня детей.