Тема: «Сказочная осень.»
Цель: активизировать и расширить представления детей по лексической теме «Осень.»
Задачи:
- активизировать словарь по теме: «Осень.»
- развивать память, мышление, внимание.
- развивать мелкую моторику рук
- развивать пространственное восприятие.
Оборудование: сюжетная картинка «Осень», карточки с осенними листьями.
Ход занятия:
Дождик с раннего утра
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает
Это все когда бывает?
(Осенью)
Что мы можем сказать об осени? Осень (какая?) - холодная, ранняя, золотая, дождливая, красивая...
- Посмотри за окошко, вспомните, как вы шли сегодня в детский садик и ответь на вопрос: «Какая погода осенью?» ( холодная, хмурая, пасмурная...).
- Что происходит с листочками осенью? Как называется это явление? Листопад.
- Осень — красивое время года?
Массаж биологически активных точек лица «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб
Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.
Долго дождик будет плакать - массажируем ушки
Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.
Рисование осеннего листа
Ребенок раскрашивает шаблон листа в цвете , наиболее подходящем, по его мнению, к цвету осени.
Сказка: Николай Сладков «Осень на пороге»(Развитие речевого слуха и внимания)
Николай Сладков «Осень на пороге»
- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы.
- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!
- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!
- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!
- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
- А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Ребята, вам понравился рассказ?
Беседа по содержанию рассказа
- О чем рассказал лесным жителям Мудрый Ворон?
- Что сделает осень?
- Что ответили звери?
- Что ответили птицы?
- Какое второе дело сделает осень?
- Что ответили звери?
- Что ответили птицы?
- Какое третье дело сделает осень?
- Что ответили звери и птицы?
Кто переодевается в зимние шубы? (Белки, зайцы, лисицы)
Кто прячется в теплые норы? (Барсуки и еноты)
Кто впадает в спячку до весны? (Ежи и медведи)
Какие птицы улетают на юг? (перелетные)
А как называют птиц, которые остаются зимовать в лесу? (оседлые)