Занятие по ФЭМП в старшей (подготовительной группе)
для детей с ОНР по теме «Цирк»
Цель: познавательное развитие детей
Задачи: закрепить умение детей вести количественный и порядковый счет, сравнивать множества ( составлять и решать задачи),упражнять в узнавании и назывании геометрических фигур (геометрических тел), закрепить основные сенсорные эталоны(цвет, величина, форма), упражнять в ориентировке в пространстве, развивать внимание и предпосылки логического мышления. Воспитывать интерес к учебной деятельности, развивать волевые качества: настойчивость, усидчивость. Воспитывать дружеские взаимоотношения и взаимопомощь.
Материал: д\и «Цирк-шапито», «Зрительный зал», «Тюлени и мячи», «Судоку», атрибуты для гимнастики для глаз, д\у «Гимнастки», «Атлеты-силачи», « Найди отличие», «Разноцветные шары», «Парад –але!» («Цирковые задачи»), «Кому что нужно для работы».
Словарь: цирк –шапито, арена, кулисы, артисты, фокусник(иллюзионист), гимнастки, акробаты, атлеты –силачи, дрессировщик, клоун. Порядковые и количественные числительные, названия геометрических фигур и тел, названия напралений.
Ход:
-Достопочтимая публика! Дамы и господа!
Такого вы не видели еще никогда!
Через одну минуту всем на обозрение
Мы покажем супер-представление!
Вас ожидают самые захватывающие моменты...
Цирк открывается! Прошу аплодисменты!
- Первым делом нужно раскинуть шатер, в котором будут выступать цирковые артисты. Стены шатра - прямоугольник, купол - треугольный, на куполе - круг, а на шпиле - квадрат - фонарь( для старшей группы –прорисованные детали, для подготовительной группы – геометрические фигуры из математического набора(геометрические тела)). Д\и «Цирк-шапито».
- Под куполом расположена арена, на которой выступают артисты. Кулисы, из - за которых цирковые артисты выходят на выступление. И конечно, зрительный зал, где установлены ряды кресел. Зрители покупают билет, где указан ряд и место. Смотрите, на креслах нет номеров! Как же зрители найдут свое место? Давайте поможем и прономеруем кресла( для подготовительной группы нумерация рядов, рассадка по билетам). Д\и «Зрительный зал».
-Не ленив морской тюлень,
Он ведь трудится весь день.
С мячом играет очень ловко
Похлопаем тюленю звонко!
- Поиграем с ними – подберем каждому тюленю мяч по размеру ( для подготовительной группы: подберите каждому тюленю мяч, который не соответствует его размеру).Д\и «Тюлени и мячи».
-Вот загадка для людей -
Фокусник и чародей:
Показал пустой цилиндр -
Вмиг зайчонок перед ним!
Повторит еще не раз,
Девять зайчиков у нас!
-Давайте тоже покажем фокус- и расставим зайцев так, что бы они не повторились ни в двух(трех) рядах, ни вдвух(трех) строчках(подготовительная группа). Д\у «Судоку».
- А теперь мы отдыхаем, за зайчонком наблюдаем:
Гимнастика для глаз «Заяц белый»
Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал? - Быстро моргают глазами.
Заяц белый отвечал: «Я не бегал, я скакал». - Глаза вправо -влево
Заяц белый, заяц белый, ну а где же ты обедал? - Быстро моргают глазами.
Заяц белый отвечал: «Я сегодня голодал». - Глаза вверх - вниз.
- Акробаты без страховки
Ставят трюки очень ловко.
Друг за другом выступают,
Зрителей всех удивляют!
- Д\и «Гимнастки». Первой выступает гимнастка с мячом, второй – гимнастка со скакалкой, третья гимнастка с булавами, четвертая – с обручем, а пятая гимнастка выступает без предметов( для подготовительной группы – справа от гимнастки со скакалкой –гимнастка с булавами, а слева- гимнастка с мячом, гимнастка с обручем слева от гимнастки без предметов).
- Единственные в мире
Атлеты-силачи
Подбрасывают гири,
Как детские мячи.
-Вес каждой гири указан прямо на ней. Ваша задача определить, какая гиря тяжелее, а какая – легче и поставить знак «больше – меньше». Д\и «Атлеты-силачи».
АНТРАКТ.
(Дети встают и выполняют упражнения)
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
-Прогуляемся по фойе, рассмотрим портреты артистов. Портреты отличаются только одной деталью. Определите, какой? Д\и « Найди отличие»
-Антракт закончен, возвращаемся в зал:
Шарики качаются,
Всюду шум и гам,
Крики разлетаются:
«Клоун идет к нам!»
Клон вас к себе зовет,
Шарики всем раздает!
- Только не все шары цветные. Д\и «Разноцветные шары». Давайте их раскрасим: круглый шар – красный, прямоугольный – желтый, квадратный –зеленый, овальный – синий, треугольный –коричневый (для подготовительной группы – установить закономерность и продолжить ряд).
-В цирке разные артисты: клоуны, эквилибристы,
Акробаты и жонглёры, дрессировщики, коверный
И воздушные гимнасты…- всех артистов и не счесть,
Но все же один способ есть!
-На карточке - программе вверху изображены цирковые артисты, а внизу- цифры. Пересчитайте артистов и найдите нужное число, отметьте его прищепкой (для подготовительной группы: рассмотрите картинку. Составьте условие задачи. Задайте вопрос. С помощью математического набора выложите решение задачи. Ответьте на вопрос задачи). Д\у «Парад –але!» («Цирковые задачи»).
-Выходят по кругу на поклон артисты,
Аплодисменты, как фанфары гремят-
Зрители стоя, встречают их дружно,
На арену букеты летят.
- Ребята, давайте вспомним, какие артисты выступали на арене цирка и какие атрибуты они использовали в своих выступлениях. Д\и «Кому что нужно для работы».
- Всё о цирке не расскажешь –
Много дивного у них!
И в картинках не покажешь,
Не поместится и в стих!
Представленье завершилось.
Опустел огромный зал.
Ненадолго дверь закрылась,
Свет погас, закончен бал!