Данилова А.Н.,
педагог-психолог, КГУ «Узункольская средняя школа №1», Костанайская область, Узункольский район, с. Узунколь
Занятия психолога с первоклассниками по адаптации «Здравствуй, школа!»
2 занятие «Я и мое имя»
Цель: формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности, создать атмосферу психологической безопасности, дать возможность почувствовать собственную значимость.
Оборудование:
- цветок-дружбы,
- бланки для рисования «Фотопленка» (приложение 1),
- набор цветных карандашей.
Ход занятия:
Психолог просит детей встать возле парт и вместе с ним произнести строки стихотворения:
Раз, два, три — слушай и смотри!
Три, два, раз — мы начнем сейчас!
При этом стихотворение сопровождается движениями (см. Занятие 1).
Психолог: «Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! И давайте поиграем с вами в игру «Доброе утро».
Игра «Доброе утро»
Я скажу слова: «Доброе утро...» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой — значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем? Доброе утро всем девочкам!... Доброе утро всем мальчикам!... Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!... Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!... Доброе утро всем, кто любит конфеты!... Доброе утро всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня... Молодцы!»
Упражнение «Я знаю, как тебя зовут»
Цель: поддержание доброжелательной атмосферы в группе, создание атмосферы психологической комфортности.
Все дети сидят за партами. (Звучит негромкая музыка). Психолог объясняет задание: вы передаете друг другу цветок. Со словами: «Аня, возьми наш цветок дружбы». И по цепочке передаем каждому ребенку.
Упражнение «Фотопленка»
Рисунок «Фотопленка». На листе 3 рамки. В 1 (нижняя) дети рисуют себя в прошлом (садик и др.). Во 2 (средняя) – нынешнего (первоклассник), в 3 (верхняя) – в будущем. Обсуждаются отличия (как внешние, так и по содержанию, по умениям и навыкам).
- Что нужно для того, чтобы стать такими красивыми, умными, сильными, получить работу? (Учиться).
Упражнение «Укрась свое имя»
Цель: повысить уровень самопринятия.
Дети пишут свои имена над рисунком «Фотопленка». Далее детям предлагается украсить свое имя (цветом, орнаментом, сказочными персонажами, превратить свое имя в какое-либо изображение)
Беседа: - Что вам нравится и не нравится в школе? Почему?
А сейчас послушайте историю, которая произошла в Лесной школе, у зверят-первоклассников. В самый первый школьный день учитель познакомил их с теми школьными правилами. Зверята слушали, слушали, головами кивали, мол, все понятно, а на следующий день... Послушайте, что произошло на уроке в Лесной школе и постарайтесь заметить, какие правила зверята забыли. Кто заметит, поднимите руку, чтобы я видела. Готовы? Слушайте!
Чтение «УРОК В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ»
Утром зверята собрались в классе. Медвежонок сонно поглядывал вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая начала урока, Лисенок посматривал на зверят в классе и вспоминал, как кого зовут. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель, поздоровался со всеми и спросил: «Кто сегодня хочет помочь мне раздать книги?» Не успел он договорить, как зверята с мест повскакивали, руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель услышал: «Я хочу! Я помогу!» А Зайчонок и Лисенок даже к Учителю
подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле успокоил своих «помощников» Учитель.
Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Медвежонок голову к Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему шепчет, что он самые грибные места в лесу знает и после школы Медвежонку покажет, где белые грибы растут размером со стул.
Учитель говорит: «Ну как, ушки на макушке? Слушайте загадку: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло. Кто это? Медвежонок, как ты думаешь, кто это?» Встал Медвежонок, по сторонам оглядывается, понять ничего не может. «Кто это, как ты думаешь?» — опять Учитель спрашивает. «Это Лисенок», — отвечает Медвежонок первое, что в голову пришло, и никак понять не может, отчего все вокруг смеются. Попросил Учитель Медвежонка не отвлекаться, слушать внимательно и у Зайчонка спрашивает ответ. Зайчонок отгадать загадку никак не может и на друзей глазами косит, мол, помогите, подскажите. Жалко стало Белочке своего соседа по парте, она и давай ему нашептывать: «Со-ва. Со-ва». А Зайка ушками прядает, расслышать старается, да только никак слова не разберет, уж больно тихо Белочка говорит.
«Ну, так что же, знаешь ты ответ?» — Учитель спрашивает. «Да. Это лиса», — сказал Зайчонок то, что он расслышал из Белочкиного бормотания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории было немного, потому как не успели за урок зверята ни новому научиться, ни интересного ничего узнать. Почему так получилось? О каких школьных правилах они забыли?»
ПРАВИЛА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
А есть ли вообще в школе правила поведения, и какие они? Что можно делать, а что не всегда? Подскажите мне, чего нельзя делать на уроке? (Ученики отвечают.) А как надо вести себя во время урока? (Ученики отвечают.)
Например, на уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать.
Мы с вами уже знаем, что когда все вместе кричат, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь правильный ответ.
А можно подсказывать другим ребятам ответ, когда учитель спрашивает не вас? Конечно нет, если друг привыкнет к подсказкам, он разучится думать сам, а разве это помощь?
А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос? Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать.
Конечно, ребята, это не все школьные правила, их много, и постепенно вы их все узнаете. Сегодня мы постарались запомнить только несколько таких правил, но они очень важны для того, чтобы учиться в школе и чтобы в классе был порядок.
Список использованной литературы:
1. Поливанова К.Н., Цукерман Г.А. Программа «Введение в школьную жизнь». -
В кн.: Учимся общаться с ребенком. М., «Просвещение», 1993.
2. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1