МБОУ «Краснополянская средняя общеобразовательная школа»
Занятие
«Подготовка к олимпиаде по теме «Словообразование»
Номинация
(Подготовка к олимпиаде)
Учитель русского языка и литературы
Юдина Надежда Ивановна
Пояснительная записка
Разрабатывая данное занятие, я попыталась организовать подготовку к олимпиаде по теме «Словообразование » через активные формы обучения. Занятие рассчитано примерно на 4 часа. Очень важно после каждого этапа подводить итог! Учитывая, что приходится работать с незнакомой аудиторией, я организовала в начале его игру-знакомство, позволяющую не только узнать ребят, но и поработать над развитием умения составлять эссе.
На втором этапе ребятам предлагается самостоятельная работа из 7 самых «провальных» на олимпиадах заданий.
Третий этап- работа в группах. Организуется работа 5 групп . Ребята знакомятся с текстами ( у каждой группы свой). В текстах содержится материал, помогающий выполнить задания предыдущего этапа. Каждый должен составить не менее 3 вопросов к тексту, затем, обсудив в группе все предложенные вопросы, выбирают 3 основных, в которых заключен основной смысл текста. Составляют схему своего ответа на листе ватмана. Выступая поочередно, записывают вопросы других групп. В результате получается план. Затем каждой группе задается по 2 вопроса, причем тех, которые освещали другие группы.
Четвертый этап- работа с презентацией . Знакомясь с презентацией, ребята должны отметить то, о чем не говорилось на предыдущих этапах, а так же проверить себя, выполняя задания презентации.
Пятый этап- повторная работа с заданиями 2 этапа. Ребятам даются их работы, они оценены. Задача- выполнить то, что не удалось с первой попытки. К последнему заданию никаких инструкций не дается, учащимся предлагается дома самим найти материал в различных справочниках
Шестой этап- рефлексия
План занятия.
игра-знакомство-30 мин.
Чтение стихотворения, его обсуждение-15 мин.
самостоятельная работа -45 мин
4.работа в группах.-1 час.
5.работа с презентацией- 30 мин .
6. повторная работа с заданиями 2 этапа. 30 мин
7.рефлексия-15 мин
1 этап игра- знакомство.
Письменно ответьте на следующие вопросы:
Кто я?
Мое хобби
Зачем я здесь?
Чего я жду от сегодняшней работы?
Нарисуйте животное, с которым Вы себя отождествляете. Объясните почему.
Разбейтесь на пары по указанию преподавателя.
Представьте своего партнера присутствующим, опираясь на его записи, рисунок и 5 минутную беседу.
2 этап- чтение стихотворения
С. Островой "Первородство".
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
вое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня под щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро
3 этап- самостоятельная работа.
Задание 1. Ознакомьтесь с пародией на текст-объявление. Какие из употребленных в нем слов отсутствуют в русском языке? Каким способом образованы эти несуществующие слова? Какие из слов этого текста, реально существующих в языке, образованы так же?
Внимание!
Розжиг костров, | выдох вдоха, |
выгул собак, | вынос тела, |
отлов рыбы и отстрел дичи, | выводок гусей, |
выпас и выгон скота, | выродок людей, |
выпорос свиней, | выплав стали, |
вымет икры, | выплыв сели, |
вылуп птиц из яиц, | выпор детей, |
выкур курей и выпрыг кенгурей, | загляд и залаз в дупла |
выпуг тетерев, | с выкуром оттуда пчел |
| и распробом меда |
| |
запрещен и прекращен!
Задание 2. Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.
Задание 3. Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования? Приведите примеры слов из современного русского языка с аналогичным историческим чередованием корневых согласных . Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.
Задание 4. Что общего в происхождении слов ясли, гусли, масло, весло?
Задание 5. Найдите «четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.
Задание 6. Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление » пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.
Задание 7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: поодаль, бездарь, живость, зараза.
4 зтап – групповая работа.
Задания для групп:
№1.Предмет и основные понятия словообразования
Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Для чего образуются слова в языке? Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель – обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель – то, чем выключают); вторая цель – перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование может служить также для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо – небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга – книжонка).
Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путём обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.
Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:
1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),
2) определить, от чего и как образованно данное производное слово.
№5.Образование слов путём перехода из одной части речи в другую
Слова некоторых частей речи исторически образовались путём перехода слов из одной части речи в другую.Образование существительных путём перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) – субстантивация. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ← заведовать, заведующий – «тот, кто заведует».Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
– существительных (дома, весной),
– прилагательных (попусту, в открытую),
– деепричастий (сидя, лёжа),
– числительных (вдвое).
Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую – процесс исторический. С точки зрения современного состояния языка все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ← зима, леж-а ← лежать, по-пуст-у ← пустой.
Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:
– отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счёт, по поводу,
– отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,
– наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.
При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) – Я обошёл вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении – производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) – Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие).
№2.СОСТАВ СЛОВА
Слово состоит из значимых частей – морфем. Морфема – неделимая и регулярно воспроизводимая единица грамматической структуры слова, соотносимая с соответствующим элементом его лексико-грамматического значения. В русском языке четыре вида морфем. Главная из них – корень, выражающий общее лексическое значение целого ряда слов, которые называются родственными (или однокоренными). В родственных словах корень может меняться (тогда он называется вариантным, или чередующимся, а правильный выбор варианта определяется орфографическими правилами): умирать – умереть – умру – мор . Следует помнить, что в одном слове может быть несколько корней: землетрясение, пароход, лесоповал. Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или с другими корнями:
занять – нанять – снять – перенять ,птенец – пташка – птица – птичник
Значимой частью слова является приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.
город – пригород , добрый – предобрый , держать – задержать
Значимой частью слова является суффикс – морфема, которая стоит после корня и тоже обычно служит для образования новых слов. Суффикс, присоединяясь к основе слова, как и приставка, изменяет лексическое значение слова:
малина – малинник («место, где растет малина») серый – сероватый («немного, слегка серый») ,глупый – глупость («глупый поступок, глупые слова»)
Иногда суффикс стоит после окончания и в научном обиходе он называется постфиксом. В основу слова он входит, если образует новое слово. В этом случае мы имеем дело с так называемой «разорванной» основой.
просматривать – просматриваться , какой – какой-нибудь
Соединительная гласная (о,е) – морфема, которая служит для образования новых слов способом сложения. Она стоит между корнями сложного слова и входит в основу слова.
железнодорожный, древнерусский
Окончание – изменяемая (значимая) часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица. Окончание не входит в основу слова. С помощью окончания образуются не новые слова, а разные формы одного и того же слова, то есть лексическое значение слова не меняется.
города (мн.ч., им. пад.) – городом (ед.ч., тв. пад.) – городами (мн.ч., тв. пад.)
пишете (мн.ч., наст. вр., 2 л.) – пишет (ед.ч., наст. вр., 3 л.) – пишу (ед.ч., наст. вр., 1 л.)
Особого внимания при разборе слова по составу требуют слова с нулевым окончанием, которое не выражено звуком и на письме не обозначено буквой.
№4. Неморфологический способ - образование новых слов без помощи морфем
.в результате:
гостиная (прилаг.) комната - ГОСТИНАЯ (существительное)
столовая (прилаг.) посуда – столовая (существительное)
мороженое (прилаг.) мясо – МОРОЖЕНОЕ (существительное)
С УМА СШЕДШИЙ - СУМАСШЕДШИЙ
!!! Много наречий образовано НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИМ СПОСОБОМ:
ЛИБО ПУТЕМ перехода одной части речи в другую:
Поздним вечером (существит.) – прийти ВЕЧЕРОМ (наречие)
ЛИБО ПУТЕМ слияния двух слов в одно:
Во+круг (предлог + существительное) = ВОКРУГ
На+верх (предлог + существительное) = НАВЕРХ
Тот+час (местоимение+ существительное) = ТОТЧАС
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИМ способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например:
существительное течение - предлог в течение; деепричастие благодаря - предлог благодаря и т. п.
Титан (греческий полубог, обладающий огромной физической силой) – ТИТАН (КИПЯТИЛЬНИК).
*****
№3. Морфологический способ:
1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ):
история - предыстория (то, что было "до" истории),
делать - переделать;
2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ):
красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое),
печь - печёный (признак, возникший в результате действия: хлеб пекли - он стал печёный);
3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса одновременно (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ):
вкус - безвкусица (то, что лишено вкуса),
осина – ПОДосинОВИК (гриб, что растёт под осиной)
4) усечение суффиксов (бессуффиксный, или - безаффиксный -способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы:
свистеть - свист
переходить – переход
синий - синь
5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом:
диван-кровать
кресло-качалка
6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных: -о- и -е-:
белый снег - белоснежный; ферма для птиц - птицеферма;
7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры (*абберевиатура – сложение букв или звуков):
стенная газета - стенгазета,
Московский государственный университет - МГУ;
5 этап работа с презентацией
6 этап повторная работа с заданиями 2 этапа.
7рефлексия