СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита интеллектуальной собственности преподавателя

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большой опыт в области проектирования позволил структуировать разработанную мною медиатеку по информатике как базу данных и получить документ о государственной регистрации баз данных РОСАПО г.Москва.

Просмотр содержимого документа
«Защита интеллектуальной собственности преподавателя»

Защита интеллектуальной собственности преподавателя


Автор: Белоусова Галина Ивановна

Эл.почта [email protected]

Т. 89270705435

Содержание:


1.

Введение


2.

Определение интеллектуальной собственности


3.

Анализ интеллектуальной собственности преподавателя


4.

Способы защиты


5.

Заключение


6.

Ссылки


7.

Приложение1 «Презентация «защита интеллектуальной собственности преподавателя»


8.

Приложение 2 «Пакет регистрации баз данных в РОСАПО»


Аннотация

Безусловно, все, что создается преподавателем самостоятельно, является его интеллектуальной собственностью. В настоящее время этот вопрос приобрел новое звучание потому, что большая часть материалов создается на компьютере и это имеет свои особенности. Поскольку я являюсь автором проекта «Интерактивный класс «НАСТАВНИК», который включает в себя авторское программное обеспечение и медиатеку преподавателя, то хочу поделиться своим опытом в части защиты своей собственности на новом уровне с использованием возможностей Интернета.

1. Введение

Уважаемые коллеги!

Когда в 1971 году я пришла в школу преподавать математику, мне выдали: «Книгу для учителя математики» и «Дидактические материалы». В книге для учителя каждый урок каждой темы был расписан по минутам и были приведены примерные задания, начиная с устного счета. Тем не менее, в школе было законом вести планы каждого урока в каждом классе. На этом мои обязанности разработчика кончались.

Надо честно признаться, что научившись составлять прекрасные планы, я их на уроке никогда не открывала. Там некогда в бумажки заглядывать! Особенно, если преподаешь в средней школе.

Как я работаю теперь?

1. Во-первых, преподаю информатику.

2. Во-вторых, имею интерактивный класс «НАСТАВНИК», где есть классная техника с выходом в Интернет и интерактивной доской.

3. В-третьих, я обязана, если не сама разрабатывать, то использовать разработки коллег КТП (календарно-тематический план), Рабочую программу, Методические указания для проведения урока, Комплекс оценочных средств по ФГОСАМ, которые надо изучать и еще привязывать к будущей специальности.

Я – не против! Но это же - научный труд, причем еще и с практическим применением. А значит, каждый преподаватель создает свою интеллектуальную собственность. И надо ее защищать. Работая много лет в сфере разработки программного обеспечения, я достаточно хорошо знакома с проблемой защиты интеллектуальной собственности. И считаю, что это будет интересно Вам.

2. Определение интеллектуальной собственности

«Интеллектуальная собственность — в широком понимании термин означает закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определённые формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых».[1]

Я считаю, что под это определение подходят:

1. Личная медиатека преподавателя.

2. Методические разработки.

3. Доклады и сообщения.

4. Публикации, в том числе и электронные.

5. Тесты, разработанные преподавателем.

6. Внеклассные мероприятия по собственным сценариям.

7. Личные сайты и блоги.

3. Анализ интеллектуальной собственности преподавателя.

Каждый преподаватель независимо от учебного заведения, в котором он преподает, планирует свой курс обучения и готовится к занятиям. При этом поурочная система принята в большинстве учебных заведений, а значит, группировка материалов по темам и урокам является наиболее целесообразной.

В настоящее время, когда большинство материалов в той или иной форме хранится в компьютере, на мой взгляд, удобно создавать личную медиатеку, где папка – это урок, которая имеет имя, совпадающее с номером урока и наименованием его, совпадающее с именем в календарно тематическом плане.

Но защита медиатеки довольно сложное дело, требующее правильной структурной организации и состава медиатеки.

Поэтому я в качестве примера остановлюсь на защите интерактивных тестов. Как правило, тесты создаются с помощью компьютерной программной оболочки. Но даже, если они созданы в среде WORD или EXCEL, то надо понимать, что они созданы с помощью прикладных программ.

Также Вы должны знать, что программы могут быть бесплатными и платными. Современные средства контроля позволяют отследить использование нелицензионного программного обеспечения, что ведет к административной, а иногда уголовной ответственности.

Как быть преподавателю, который не в состоянии купить лицензию? Надо использовать бесплатные программы! Или подписки на время. Например, программа тестирования Логошного С.В. ExeTest-SL 3.1 http://freesoft.ru/exetestsl

Самое интересное это то, что сами тесты – Ваша личная собственность! И от того, какую Вы используете оболочку, зависит лишь качество и уровень тестов.

Поэтому тесты могут быть защищены в ФИПС как базы данных. Что дает государственная регистрация? Она дает Вам право на то, что Вы создали! Может Вы и не будете против использования тестов без Вашего ведома, но зато сами защититесь от проверяющих…

4. Способы защиты

Прежде, чем освещать данный вопрос, давайте разберемся, какая цель организации защиты своей интеллектуальной собственности.

Я считаю, что главной целью является доказательство своего авторства для проверки квалификации преподавателя. Ведь не секрет, что стать кандидатом наук, работая в школе или колледже, это очень непростая задача не потому, что способностей нет, а потому, что система мало этому способствует.

У преподавателя информатики вообще нет такой возможности, т.к. информатика не является диссертабельной областью деятельности.

Вы все здесь собрались потому, что являетесь участниками интересного Интернет - проекта «15 Всероссийский интернет-педсовет». Почему из всех подобных площадок Интернета, а их немало, Вы выбрали именно эту?

Лично я – из-за слова «Всероссийский». Информатика развивается столь стремительно, что руководству не всегда понятны цели работы преподавателя в Интернете. В нашем колледже не считают многие электронные удостоверения достойными внимания.

Второй и главный аспект – это фиксирование и экспертиза присылаемых на сайт работ. Любой человек может посмотреть, кто и что присылает в медиатеку. Экспертные оценки даются достаточно квалифицированно и объективно.

И еще очень важно – сочетать дистанционный режим с реальными встречами и выступлениями. А это тоже заслуга Интернет – педсовета, организовавшего сотрудничество с Лигой образования.

Далее, можно участвовать в различных тренингах и проходить тесты. Чем выше уровень организации таких мероприятий, тем серьезнее организаторы относятся к оформлению и регистрации конечных результатов. Например, бесплатное тестирование в Учебном центре «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Однако, не все организации равноценны при оценке Вашей работы. Например, работа в очень хорошем сайте для учителя информатики klyaksa.net не оценивается только потому, что имя не то.

Поэтому я предлагаю очень серьезно отнестись к государственной регистрации своих материалов как баз данных с получением сертификата и занесением его в реестр баз данных.

Надо различать автора и правообладателя. Если правообладателем является учебное заведение, то стоит заключить дополнительный договор с автором. Хотя для создателя всегда найдется возможность использования своего труда под другим именем с минимальными изменениями базы данных.

Я предлагаю Вам пакет документов для такой регистрации.

5. Заключение

Подводя итог сказанному, хочу еще раз расставить приоритеты тех работ, которые помогут Вам создать хорошее портфолио и защитить свою интеллектуальную собственность.

1. Создайте в своем компьютере личную медиатеку, в которой у Вас все материалы систематизированы так, чтобы можно было защитить их, как базы данных в ФИПС.

2. Зарегистрируйте свои работы как базы данных в ФИПС.

3. Оформите доклад или выступление на сайте http://pedsovet.org «15 Всероссийский интернет-педсовет». Получите заключение эксперта.

4. Пройдите тренинг на каком-нибудь профессиональном сайте.

5. Создайте презентацию – портфолио, в которой отразите все свои достижения с указанием сайтов.

Я надеюсь, что мои рекомендации помогут Вам в работе.

6. Ссылки

1. http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/about ФИПС Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности»

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Интеллектуальная собственность, Википедия

3. http://freesoft.ru/exetestsl Программа тестирования Логошного С.В.

4. http://pedsovet.org 15 Всероссийский интернет-педсовет

5. http://www.specialist.ru/online-testing Учебный центр «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана

6. http://www.klyaksa.net – сайт для учителей информатики

7. http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=2498 блог НАСТАВНИК на сайте педсовета


[1] Википедия