СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защитим планету Земля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного внеклассного занятия - воспитание  экологически   грамотного,  социально­активного  ребёнка, ответственного   за   состояние   окружающей   среды,   бережно   относящегося   к богатствам природы.

Просмотр содержимого документа
«Защитим планету Земля»

Тема: «Защитим Планету Земля!»

 Продолжительность: 45 минут

Класс: 5

Технологии:  исследовательские   и   проектные   технологии,   мультимедийная презентация  

Цель: воспитание  экологически   грамотного,  социально­активного  ребёнка, ответственного   за   состояние   окружающей   среды,   бережно   относящегося   к богатствам природы.

Задачи: 

  • освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

  • -­   развитие   коммуникативных   навыков;   обогащение   знаниями   и   опытом общения с природой;

  • ­ приобретение навыков групповой работы

  • формирование   чувства   ответственности   за   экологическую   обстановку   в своей местности и во всем мире.

Методы и методические приемы обучения: беседа, рассказ, сообщения.

Средства   обучения   (оборудование):  компьютер,   презентация,   таблички   с названием   групп:   «Географы»,   «Ботаники»,   «Зоологи»,   бумажная заготовка «Ромашка»

План внеклассного мероприятия:

1 Вводная часть (5 мин.)

2. Актуализация знаний. Сообщение темы занятия. (5 мин)

3. Основная часть. (20 мин)

4. Заключительная часть. (5 мин)

5. Рефлексия. (5 мин)









Ход мероприятия

  1. Вводная часть

Звучит песня А.Пахмутовой «Просьба» в исполнении С.Парамонова на фоне видео о природе. 4,09 мин

Добрый день, ребята. Я рада вновь вас видеть в этом классе. Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.



  1. Актуализация знаний.  Сообщение темы занятия

Учитель

­Мудрецы   и   мечтатели   прошлого   не   один   раз   пытались   перечислить «чудеса света»  – чудеса,  сотворённые  природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах,   искали   и   находили   восьмое, но кажется,  никто  и  никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном  во  Вселенной.

­ Как вы думаете, что же это за восьмое чудо света?

Ответ:  (Земля – наша планета)

­ Да, совершенно верно. Это чудо есть сама наша планета – Земля месте  с атмосферой. И   пока   это   чудо   продолжает   оставаться   единственным, ни   с   чем несравнимым, величайшим,   таинственным  и удивительным

Чтение стихотворения:

Самая прекрасная, родная,

Разноцветная, весёлая, живая,

Ты для нас, как мать одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают

Где бы мы не жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья,

Мы,  Земля, с тобой одна семья



Ребята, я получила письмо, и она подписано… Земля? Давайте я вам его зачитаю.

Земля: 

Мне радостно вас слышать и обидно. Это было давно. Я пробуждалась каждое  утро и была счастлива. Неужели я когда­-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила. Любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, цветение   садов,   журчание   рек,   пение   птиц.     Я   любила   природу   в   разные времена года.  Любила созданную  природу, как заботливая  мать любит своего ребенка. Как же я была прекрасна в то время! 

Когда первый   человек   появился   на   свет,   он   чувствовал   себя   частью природы, но оказалось, что его разум  направлен не только   на   созидание,   но   и   на   разрушение.   Он   начал   порабощать   меня, растения,   животных.   Он   разрывает   мне   недра   на   куски   и   достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами,  душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами.

Во   что   превратилась   некогда   прекрасная   планета   Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя!  У вас еще есть  немного  времени, чтобы спасти меня и самих себя.  Я верю в ваши силы, в ваш ум и  добрые сердца. ­



Учитель:

  • Итак, ребята, что случилось с нашей планетой? Почему она жалуется? О чем она просит?

Ответ детей:  (Случилась беда, ее здоровью угрожает опасность.)

  • Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего занятия? («Защитим Планету Земля!»)



  1. Основная часть

Да, судьба Земли в наших руках. Вы видите, наша планета в опасности,Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы с вами попробуем помочь нашей планете расцвести и засиять яркими красками.

Сегодня,   наше   занятие   пройдет   в   виде   конференции,   а   вы,   ребята, попробуете   себя   в     роли   учёных   ­   специалистов:   географов,   ботаников, зоологов,  которые  попытаются  спасти  нашу  Землю.

А поможет разобраться нам в этом цветок, находящийся на доске. Давайте же посмотрим, какие именно проблемы грозят нашей планете.

Задания для групп.

Первые выступят географы.

Географы:  Наша   группа   географы,   мы   отвечаем   за   воду,   воздух   и   почву нашей планете.



Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь 

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Что это? (воздух) 

Загрязнение воздуха (Видеоряд о загрязнении воздуха) 

 Да,   правильно,   речь   пойдет   о   воздухе.   Мы   живем   в   воздушном   океане, который  называется  атмосферой.  Мы  привыкли  воздушный  океан называть небом. 

Все живое дышит воздухом, и он должен быть чистым. Но не  всегда  он  таким  бывает.  Основной  причиной  загрязнения  атмосферы  являются  выбросы тяжелой   промышленности,   автомобили.   Сейчас   насчитывается   более полумиллиарда  автомобилей. 

Все   загрязняющие   воздух   вещества   в   большей   или   меньшей   степени оказывают отрицательное влияние на здоровье человека.  ­Да, 70% населения нашей планеты дышат воздухом, вредным для здоровья. Конечно,   полностью   очистить   воздух   не   в   наших   силах,   но   мы   можем попытаться.

Очистить воздух от примесей можно через сокращение автомобильного транспорта, использования многоступенчатых систем очистки на промышленных предприятиях, а также через широкое применение энергосберегающих технологий.



Оформление на обратной стороне листочка «Ромашки»



­ Что же мы можем сделать, чтобы дышать чистым воздухом? 1. Нужно проветривать комнаты, вытирать пыль влажной тряпкой. 2. Хорошо освежают и очищают воздух растения. Поэтому мы можем сажать комнатные растения, озеленять территорию около школы.



Не умыться, не напиться Без воды,

Листику не распуститься Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода. 

Загрязнение мирового океана (Видеоряд о загрязнении воздуха) 



Вода имеет огромное значение для всего живого на нашей планете. Людям, животным,   растениям   она   нужна,   чтобы   жить,   расти   и   развиваться.  Вода занимает большую часть нашей планеты ­ океаны, моря, реки, озера.  ­ Какие реки есть на территории  Волжанского  сельсовета? (Кшень…..) 





­ Скажите, а всю ли воду можно использовать? 

(нет, только пресную). 



75% воды не пригодны для питья. Причем вода живым организмам нужна чистая, не испорченная посторонними загрязнениями.   По   мере   развития   цивилизации,   люди   стали   загрязнять источники воды отходами своей деятельности.

­ Как вы думаете, каковы источники загрязнения воды? Сточные воды, это та вода, которая оказывается в канализации. Промышленные отходы оказываются в воде по разным причинам, иногда они сливаются в реки нарочно, а иногда происходят несчастные случаи. Происходит утечки нефти, которые оказывают неблагоприятное воздействие на живые организмы. А также выброс мусора и мытьё автомобилей близ водоёмов.

Оформление на обратной стороне листочка «Ромашки»



Вопрос: Как мы можем помочь сберечь воду?

  1. Экономно расходовать воду, не оставлять кран открытым.

2.  Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки мусор, не мыть машины.



Почва.  (Видеоряд о загрязнении почвы) 

Почва – тонкий верхний слой земной коры, дающий жизнь растениям. Самое   ценное   свойство   почвы   –   плодородие.     Но,   к   сожалению, ежегодно   под   землю   уходит   500   млн.   тонн   промышленных   стоков. Каждый   человек   выбрасывает   мусор.   В   итоге   образуются   свалки.

Опустынивание

В результате глобальных изменений климата, вырубки лесов, дефицита пресной воды, интенсивного использования плодородных земель происходит их истощение и превращение в пустыни.

В итоге возникает опасность голода, а недостаток воды проявляется в росте инфекционных заболеваний. Люди вынуждены мигрировать в более благополучные районы, что приводит к социальным конфликтам и распространению эпидемий.

Оформление на обратной стороне листочка «Ромашки»



 Ребята, как мы с вами можем помочь нашей почве и что уже сделали? 

  1. Убирать территорию школы.

  2. Не оставлять мусор, убирать за собой.

  3. Уметь правильно утилизировать мусор. 



Группа ботаники

Основу  живой природы составляют растения (Видеоряд о вырубке лесов, лесных пожарах ) 

Без зеленых растений на Земле не было бы пищи. Они обогащают атмосферу кислородом,   необходимым   для   дыхания   всех   живых   организмов,   очищают загрязненный   воздух,   поглощая   из   него   углекислый   газ.   Растения   также используют   для   промышленности,     строительства   и   медицины.   Растения радуют глаз,  улучшают  настроения.  У   нас   в   стране   18   тысяч   видов   травянистых   растений.   Они   уменьшают распространения   пыли  в  воздухе  в  3  раза,  а  газов  и дыма  в  2 раза. А люди за последние   100   лет   поставили   под   угрозу   исчезновение   25   тысяч   видов растений.   Да  и площадь  лесов  ежеминутно  сокращается на 20 гектар.  Леса вырубают, часть страдает  от пожаров.

Проблемный вопрос: Ребята, какие правила поведения в природе  мы  должны знать, чтобы кругом было много растений?

Оформление на обратной стороне листочка «Ромашки»

1. Не рвать цветы, не ломать деревья.

2.Не устраивать пожаров в лесу. Наряду с растениями страдают и животные, об этом нам поведает



 3 группа ученых.

Мы – зоологи.   Братья наши меньшие – это животные. (Видеоряд об истреблении животных) 

 Благодаря животным человек получает разнообразные продукты питания: сливочное   масло,   молоко,   сыр,   мед   и   множество   других.   Животные поставляют   и   сырье   для   промышленности:   шерсть,   пух,   кожу,   воск,   из пчелиного  яда  изготавливают  различные  лекарства.    Но, к сожалению, они больше всего пострадали от человека.  Ученые  посчитали,  только  за последние 200 лет полностью уничтожено больше   двухсот   видов   животных.  По   одному   виду   в     год.  В   наши   дни гибель   животных   идет   еще   быстрее.   И   всё   потому,   что   люди   грубо вмешиваются в жизнь зверей и птиц.  Цели   разные:   кто­-то   хочет   получить   больше   денег   за   продажу   редкого животного или меха. Кто­то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то просто убивает  камнем  лягушку, потому что она не красивая, а кто-­то бросает камнем в птицу – развлекается. Нам очень жаль животных и мы бы хотели им помочь.

Оформление на обратной стороне листочка «Ромашки»

Вопрос:   Чем   же   мы   можем   помочь,   чтобы   численность   животных   не уменьшалось?

1. Главное правило не охотиться на редких животных, не ловить их, не пугать, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд.

Учитель: Отдельными проблемами я хотела бы выделить две проблемы, которые нельзя отнести к определенному виду загрязнения, потому что эти вещи загрязняют всю нашу планету: почву, воздух, лес и воду. Это:

1. Мусор. Твердые бытовые отходы, которые образуются в процессе жизнедеятельности человека. Сейчас ведется очень большая работа по сбору и переработке мусора.

Почему мусор так опасен?

Большинство предметов потребления производится из невозобновляемых ресурсов (или сложно возобновляемых):

-     нефть и газ (без продуктов нефтехимии жизнь человеческого общества в привычном нам виде  на сегодняшний день невозможна);

-     металлы;

-     древесина.

Оформление на обратной стороне листочка «Ромашки»

Что можете сделать Вы?

Сдавать вторсырье – замечательный способ помочь природе. Что можно сдавать: цветной металл, стекло, бумагу, ядовитые отходы; жестяные банки.


  1. Пластик – проблема мирового масштаба. Пластик производится из полезных ископаемых, для его изготовления и транспортировки требуются миллионы баррелей углеводородов в год. В мире почти один миллион пластиковых бутылок употребляются каждую минуту! Пластик разлагается более 450 лет. Но некоторые ученые считают, что пластик вообще не разлагается – он просто распадается на кусочки, которые со временем становятся всё меньше. Каждый кусок пластика, выброшенный на свалку с момента изобретения этого вещества, до сих пор там и лежит! Если продолжать такими темпами, то наша планета покроется пластиком даже до того, как он начнет разлагаться.

Что можете сделать Вы?
- Сдавать пластиковую тару на специальную переработку;

- Оказаться от использования пластиковых пакетов;

- Если вы ездите в магазин на машине, удобно класть фрукты и овощи в большие многоразовые ящики, тогда фрукты не давятся.



  1. Заключительная часть.

­Ребята, что еще мы можем сделать для нашей планеты? Давайте, сейчас попробуем   составить   экологические   правила   поведения   в   природе, которые вы будете соблюдать.

 Ваши предложения: «Правила экологического поведения школьника в природе»

1. Не ломайте ветви деревьев и кустарников.

2. Не повреждайте кору деревьев.

3. Берегите почву.

4. Ничего не сливайте и не бросайте в природные водоемы.

5. Не оставляйте мусор на природе и не бросайте его на улицах.

6. Не разводите костры.

7. Не шумите на природе.

8. Не разоряйте гнезда птиц.

9. С уважением относитесь ко всем животным.

10. Не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. (Слайд 54)



Можно эти правила оформить в виде стенгазеты  и  распространить  по всей школе. И этим мы с вами займемся на ближайшем классном мероприятии

Чтение стихотворения учителем.

Давайте будем к этому стремиться.

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна.

Что будет делать без нас она?



Человек может сохранить природу! Было бы желание. От всех нас в целом и от каждого  в отдельности  зависит, будет ли звучать  песнь соловья,  будут ли дышать  прохладой прозрачные  родники и плескаться рыба  в прохладной воде рек и озёр,  будет ли над нами синева неба.  Мы в ответе  за нашу  Землю – дом   всего   человечества.   Все   прекрасное   на   Земле   от   солнца,   а   все хорошее от человека.  Будем беречь все то,  что нас окружает. 



  1. Рефлексия.

Посмотрите на доске цветок без лепестков. Но он является частью  нашей природы.  Жизнь ему можете дать вы.  Лепестки разного  цвета и магниты лежат у вас на столах.  Вы должны выбрать  того цвета   лепесток,  который относится   к   вам.   Розовый   –   для   меня   сегодняшняя   тема   была   важной, зеленый – интересной, желтый – узнал много нового, голубой – мне не все было понятно.

­ Посмотрите,  какой цветок у нас получился.

 Где он растет? На земле. 

Кто из вас знает, есть ли у нас экологический праздник день Земли?

 Когда его отмечают? ­ Я хочу вам, ребята раздать подарки в виде памятки экологического  календаря,  чтобы  вы  помнили о праздниках природы.

«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету»

(А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» )

Эти слова были написаны в 1942 году. Но сегодня они как никогда актуальны. Берегите нашу планету!



Спасибо за урок.