Стандарт второго поколения предъявляет большое требование к сохранению психического, нравственного, физического и духовного здоровья младших школьников. Охрану здоровья подрастающего поколения можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, так как только здоровые дети в состоянии в полном объеме усваивать полученные знания.
Здоровый образ жизни включает благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных привычек, положительные эмоции. Культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его внутреннее и внешнее состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, самообразования.
В современной начальной школе все здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно ориентированного подхода и игровых технологий. Движение, активность, интерес, изобретательность, творческие задания помогают ребенку снять напряжение, усталость. Игровые технологии помогают решить проблему социализации личности и положительной мотивации к учению. В игре и через игровое общение у ребенка проявляется и формируется мировоззрение, потребность в активном образе жизни и здоровом образе жизни, умение адекватно воспринимать происходящее в окружающем мире.
К сожалению, здоровье детей ухудшается с каждым годом. По данным НИИ педиатрии более 50% детей – часто болеют простудными заболеваниями, 20%-хронические заболевания, 10% - слабое зрение, 15%-сердечно-сосудистые заболевания, 20% имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 60%-гиперактивные дети, и только 10%-здоровые дети. Сразу следует оговориться, что под понятием «здоровье» имеется в виду не только уровень физического развития, но и следует учитывать эмоционально-волевую сферу, психологическую и социальную комфортность ребенка. Ведь именно в школьный период происходит формирование здоровья детей. Важно учитывать, что дети большую часть дня проводят в стенах школы.
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Дети становятся агрессивными и злыми. У них возникают не только проблемы со здоровьем, но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблема концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и другое.
Цель работы учителя - формирование мотивации у младших школьников к основам здорового образа жизни посредством применения здоровьесберегающих технологий в урочное и внеурочное время. Поэтому каждому учителю необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, разработать рекомендации для родителей по формированию здорового образа жизни в семейных условиях, привлекать медицинских работников, психологов, логопедов к решению возникающих вопросов.
В режим начальной школы включен комплекс оздоровительных мероприятий:
· классные часы;
· физкультминутки;
· подвижные игры;
· дни здоровья;
· занятия в бассейне;
· катание на коньках и лыжах;
· спортивные кружки;
· беседы с врачом.
Формирование здорового образа жизни - проблема сложная и трудная. Большое значение для укрепления здоровья младшего школьника имеют:
- грамотная организация учебного процесса;
- внедрение методик преподавания учебных дисциплин, основанных на здоровьесберегающих технологиях;
- внеурочная занятость детей, организация их досуга, дополнительного образования.
Внедрение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе, активно приобщает родителей к работе по укреплению здоровья.
К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Только мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Только учителя и родители личным примером должны демонстрировать здоровый образ жизни, только тогда можно будет надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.