Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казённое специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIIвида №3»
доклад
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ с использованием ИКТ».
Тютимова И. А.
Г. Комсомольск – на – Амуре
2014 – 2015 уч.г.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Ж.- Ж.Руссо.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно- психического напряжения.
Академик В.Ф.Базарный говорит, что «…здоровье- это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье - это категория педагогическая» .
Поэтому охрана здоровья учащихся является задачей общеобразовательных учреждений (школ).
Начальная школа – особый период жизни, в котором закладываются не только базовые предметные знания, но и приобретаются необходимые навыки правильных поступков и здорового образа жизни. Учебная деятельность – основная сфера образовательной школы, поэтому организация учебного процесса с точки зрения здоровьесбережения должна быть каждодневной и отвечающей требованиям современной жизни.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе должны стать частью педагогического процесса, частью и методом самого процесса обучения.
Так что же такое здоровьесберегающие технологии?
Слайд.
Здоровьесберегающиея технологии - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает – основной показатель действенности технологии здоровьесбережения.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация учебно-воспитательного процесса. Использование ИКТ позволяет сделать урок ярче и интереснее.
Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно - художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это психолого - педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Слайд.
Здоровьесберегающее обучение
Направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
Поэтому учитель должен создать систему разноуровневого блочного обучения и проводит нестандартные (урок-путешествие, урок-игра) коллективные занятия и интегрированные уроки. Это снижает напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока.
Формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя для снижения утомляемости учащихся. Задача учителя сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствует введение в структуру урока специальной динамической паузы.
Слайд.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико - синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Виды физкультминуток, проводимых на уроках:
Упражнения для снятия общего или локального утомления;
Упражнения, корректирующие осанку;
Дыхательная гимнастика;
Упражнения для кистей рук;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика для слуха.
С целью стимулирования мыслительных процессов можно проводить мозговую гимнастику и такие упражнения:
Качание головой.
Ленивые восьмерки
(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)
(улучшает внимание, ясность восприятия и речь )
(полезно при всех видах нарушения зрения)
Вижу палец.
На уроке чтения нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому следует расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать гимнастику для глаз.
Необходимо учить школьников контролировать своё эмоциональное состояние, в этом помогают аутотренинги, минуты релаксации. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения учебного материала.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе способны существенно повысить мотивацию к учебной деятельности, предотвратить усталость и утомляемость. Этому способствует некоторые приемы, используемые педагогом.
Слайд.
Создание положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.
Возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса. Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.
«Возбуждение умственного аппетита» к самостоятельной работе на уроке; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются “очень трудные”, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.
Совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.