СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье сберегающие технологии

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемя, Влияние, Стратегии.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье сберегающие технологии»

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры

Проблемы

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

     Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.  А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

  За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 5 раз, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. . За последние годы более чем в 2 раза увеличилось число хронически больных детей и количество детей «группы риска»

Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психо-эмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.

Тревога за результат и его ожидание приводят к росту  психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.

Влияние школьных факторов риска на здоровье Стрессовая педагогическая тактика Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей Провалы в существующей системе физического воспитания Интенсивность учебного процесса Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля   Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Влияние школьных факторов риска на здоровье

Стрессовая педагогическая тактика

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей

Провалы в существующей системе физического воспитания

Интенсивность учебного процесса

Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья

Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля

  Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Нормы СанПин

-СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189)

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 4 июля 2014 года № 41)

-Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 мая 2012 года № МД-520/19)

-Методические указания по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы (Письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13 сентября 2010 года №ЮН-02-09/4912 и Министерство образования и науки Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № ИК-1374/19)

Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 07 августа 2009 года №1101-р) Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.

Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 07 августа 2009 года №1101-р)

Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.

Физкультурный комплекс ГТО Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» от 24 марта 2014 года № 172 Цели системы ГТО- повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, в перспективе решение спортивного резерва, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности физического воспитания населения. 1. Ввести в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс

Физкультурный комплекс ГТО

Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» от 24 марта 2014 года № 172

Цели системы ГТО- повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, в перспективе решение спортивного резерва, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности физического воспитания населения.

1. Ввести в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) - программную и нормативную основу физического воспитания населения.

Здоровьесберегающие технологии урока физкультуры Здоровье –это состояние полного физического, психического и социального благополучия а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Технология – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Урок физической культуры – это педагогический, целенаправленный учебный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основой которого является двигательное действие.  Здоровьесберегающая технология -это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)

Здоровьесберегающие технологии урока физкультуры

Здоровье –это состояние полного физического, психического и социального благополучия а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Технология – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.

Урок физической культуры – это педагогический, целенаправленный учебный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основой которого является двигательное действие.

Здоровьесберегающая технология -это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)

Виды здоровья Виды Характеристика 1. Физическое Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение). 2.Психическое Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение). 3.Нравственное Комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. 4. Социальное Здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. 5. Духовное Система ценностей и убеждений.

Виды здоровья

Виды

Характеристика

1. Физическое

Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

2.Психическое

Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

3.Нравственное

Комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

4. Социальное

Здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

5. Духовное

Система ценностей и убеждений.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Виды

Характеристика

1. Медико-гигиенические

Гигиенические условия в соответствии с регламентацией СанПина; функционирование в школах медицинских кабинетов; проведение занятий ЛФК; организация здоровье сберегающей среды в ОУ.

2. Физкультурно-оздоровительные

Развитие физических качеств, двигательной активности; становление физической культуры школьников; урок физической культуры; физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

3.Образовательные

Учет возрастных особенностей познавательной деятельности детей; оптимальный уровень трудности обучения; вариативность методов и форм; оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок; обучение в малых группах; наглядность и другие формы предоставления информации; культивирование у учащихся знаний по вопросам здоровьям.

4. Социально- психологические

Сохранение и приумножение социально-психологического здоровья; создание эмоционально благоприятной атмосферы; формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успепха»).

5. Экологические

Воспитывать у школьников любовь к природе; приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии; укрепление духовно-нравственного здоровья учащихся.

Сберегающая направленность физической культуры Оздоровительная.  Образовательная.  Воспитательная .

Сберегающая направленность физической культуры

Оздоровительная.

Образовательная.

Воспитательная .

Образовательная направленность использование программы физической культуры по освоению двигательных умений и навыков под редакцией Ляха и Матвеева;  обучение по темам: Лёгкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, футбол, гимнастика, плавание.  использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;  использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;  учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств.

Образовательная направленность

использование программы физической культуры по освоению двигательных умений и навыков под редакцией Ляха и Матвеева;

обучение по темам: Лёгкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, футбол, гимнастика, плавание.

использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;

использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;

учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств.

Оздоровительная направленность Составление плана физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья детей данной группы (класса), требований Сан ПиНа, и конкретной диагностики каждого ребенка. Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования.  Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма. Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций (распределение школьников на медицинские группы: основная, подготовительная, специальная).

Оздоровительная направленность

Составление плана физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья детей данной группы (класса), требований Сан ПиНа, и конкретной диагностики каждого ребенка.

Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования.

Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма.

Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций (распределение школьников на медицинские группы: основная, подготовительная, специальная).

Воспитательная направленность Учет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным особенностям;  создание эмоционально- положительного фона в обучении и общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);  стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;  развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);  получение знаний в различных видах спортивной деятельности.

Воспитательная направленность

Учет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным особенностям;

создание эмоционально- положительного фона в обучении и общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);

стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;

развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);

получение знаний в различных видах спортивной деятельности.

Средства здоровьесберегающих технологий Двигательная активность (физкультминутки, подвижные игры, разновидности гимнастики, (само)массаж).  Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии, ароматерапию )  Гигиенические факторы ( нормы СанПин, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений, режим питания и сна, навыки оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах).

Средства здоровьесберегающих технологий

Двигательная активность (физкультминутки, подвижные игры, разновидности гимнастики, (само)массаж).

Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии, ароматерапию )

Гигиенические факторы ( нормы СанПин, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений, режим питания и сна, навыки оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах).

Организация учебной деятельности на уроке физкультуры Строгие дозированные физические нагрузки; использование методики чередования; интенсивности и релаксации в обучении Использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; Учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; Построение урока с учётом динамичности учащихся ,их работоспособности; Соблюдение гигиенических требований; Благоприятный эмоциональный настрой; Создание комфортности

Организация учебной деятельности на уроке физкультуры

Строгие дозированные физические нагрузки;

использование методики чередования; интенсивности и релаксации в обучении

Использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;

Учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;

Построение урока с учётом динамичности учащихся ,их работоспособности;

Соблюдение гигиенических требований;

Благоприятный эмоциональный настрой;

Создание комфортности

Оздоровительные моменты Дыхательные упражнения Сочетание нагрузки с восстановлением Закаливающее влияние уроков на свежем воздухе

Оздоровительные моменты

Дыхательные упражнения

Сочетание нагрузки с восстановлением

Закаливающее влияние уроков на свежем воздухе

Приёмы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы  - валеологическое просвещение учащихся и их родителей;    - проведение нетрадиционных уроков;    - применение современных средств физического воспитания;    - комбинирование методов физического воспитания.  - ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Приёмы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы

- валеологическое просвещение учащихся и их родителей;  

- проведение нетрадиционных уроков;  

- применение современных средств физического воспитания;  

- комбинирование методов физического воспитания.

- ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Проверка уровня функциональной готовности   Индекс Рюффье . Измеряют пульс в положении сидя (Р1), затем спортсмен  выполняет 30 глубоких приседаний в течение 30 с. После этого подсчитывают  пульс стоя (Р2), а затем — через 1 мин отдыха (P3). Оценка индекса производится по формуле:  I = ((P1 + P2 + P3) – 200) / 10  Индекс оценивается:  15 — неудовлетворительно.  Оценка уровня здоровья. Уровень здоровья вычисляется по формуле:  УЗ=0,011(ЧП)+0,014(САД)+0,008(ДАД)+0,014(В)+0,009(МТ)-0,009(Р)-0,27, где УЗ- уровень здоровья; ЧП- частота пульса; САД- систолическое давление; ДАД- диастолическое давление; В-возраст; МТ-масса тела; Р- рост.  Таблица результатов оценки уровня здоровья:

Проверка уровня функциональной готовности

Индекс Рюффье . Измеряют пульс в положении сидя (Р1), затем спортсмен выполняет 30 глубоких приседаний в течение 30 с. После этого подсчитывают пульс стоя (Р2), а затем — через 1 мин отдыха (P3).

Оценка индекса производится по формуле:

I = ((P1 + P2 + P3) – 200) / 10

Индекс оценивается: 15 — неудовлетворительно.

Оценка уровня здоровья. Уровень здоровья вычисляется по формуле:

УЗ=0,011(ЧП)+0,014(САД)+0,008(ДАД)+0,014(В)+0,009(МТ)-0,009(Р)-0,27, где УЗ- уровень здоровья; ЧП- частота пульса; САД- систолическое давление; ДАД- диастолическое давление; В-возраст; МТ-масса тела; Р- рост.

Таблица результатов оценки уровня здоровья:

    Уровень здоровья       Оценка результатов 2,6и менее Отлично 2,61-2,86 Хорошо 2,86-3,10 Удовлетворительно 3,10 и более Неудовлетворительно

    Уровень здоровья

      Оценка результатов

2,6и менее

Отлично

2,61-2,86

Хорошо

2,86-3,10

Удовлетворительно

3,10 и более

Неудовлетворительно

УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ 5 класс

УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ 5 класс

Таблица нормативов ГТО для школьников 11-12 лет

Таблица нормативов ГТО для школьников 11-12 лет

Разностороннее использование физической культуры Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры могут быть использованы на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.  Такой активный отдых призван решать целый ряд задач:  предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;  устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;  устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

Разностороннее использование физической культуры

Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры могут быть использованы на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

Такой активный отдых призван решать целый ряд задач:

предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;

устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;

устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

Алгоритм здоровьесберегающей деятельности урока физкультуры своевременность и правильность постановки задач в освоении здорового образа жизни; учет нагрузки, исходя их возрастных особенностей и работоспособности обучающихся; умение правильно планировать и сочетать компетентности в обучении; оптимальность распределения учебного материала по мере его освоения; использование наиболее приемлемых методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью обучающихся; создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в процессе обучения; квалифицированное медицинское сопровождение; моделирование и апробации исследовательской работы по здоровьесбережению в области образования; воспитание у обучающихся потребности в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании в области здорового образа жизни; создание оздоровительных и консультативных центров здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях; систематическая работа с родителями, коллегами  по данному вопросу

Алгоритм здоровьесберегающей деятельности урока физкультуры

своевременность и правильность постановки задач в освоении здорового образа жизни; учет нагрузки, исходя их возрастных особенностей и работоспособности обучающихся;

умение правильно планировать и сочетать компетентности в обучении;

оптимальность распределения учебного материала по мере его освоения;

использование наиболее приемлемых методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью обучающихся;

создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в процессе обучения;

квалифицированное медицинское сопровождение;

моделирование и апробации исследовательской работы по здоровьесбережению в области образования;

воспитание у обучающихся потребности в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании в области здорового образа жизни;

создание оздоровительных и консультативных центров здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях;

систематическая работа с родителями, коллегами  по данному вопросу

Результативность 1. Повышение успеваемости по предмету. 2. Рост физической подготовленности.  3. Мотивация к соблюдению здорового образа жизни.  4. Повышение динамики состояния здоровья учащихся

Результативность

1. Повышение успеваемости по предмету.

2. Рост физической подготовленности.

3. Мотивация к соблюдению здорового образа жизни.

4. Повышение динамики состояния здоровья учащихся

«Освобожденных от физкультуры быть не должно, каждый ребенок должен заниматься, исходя из своих возможностей и состояния здоровья».

«Освобожденных от физкультуры быть не должно, каждый ребенок должен заниматься, исходя из своих возможностей и состояния здоровья».