Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры
Проблемы
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 5 раз, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. . За последние годы более чем в 2 раза увеличилось число хронически больных детей и количество детей «группы риска»
Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психо-эмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.
Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.
Влияние школьных факторов риска на здоровье
Стрессовая педагогическая тактика
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей
Провалы в существующей системе физического воспитания
Интенсивность учебного процесса
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Нормы СанПин
-СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189)
-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 4 июля 2014 года № 41)
-Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 мая 2012 года № МД-520/19)
-Методические указания по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы (Письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13 сентября 2010 года №ЮН-02-09/4912 и Министерство образования и науки Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № ИК-1374/19)
Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 07 августа 2009 года №1101-р)
Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.
Физкультурный комплекс ГТО
Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» от 24 марта 2014 года № 172
Цели системы ГТО- повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, в перспективе решение спортивного резерва, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности физического воспитания населения.
1. Ввести в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) - программную и нормативную основу физического воспитания населения.
Здоровьесберегающие технологии урока физкультуры
Здоровье –это состояние полного физического, психического и социального благополучия а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Технология – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.
Урок физической культуры – это педагогический, целенаправленный учебный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основой которого является двигательное действие.
Здоровьесберегающая технология -это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)
Виды здоровья
Виды
Характеристика
1. Физическое
Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
2.Психическое
Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
3.Нравственное
Комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
4. Социальное
Здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
5. Духовное
Система ценностей и убеждений.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Виды
Характеристика
1. Медико-гигиенические
Гигиенические условия в соответствии с регламентацией СанПина; функционирование в школах медицинских кабинетов; проведение занятий ЛФК; организация здоровье сберегающей среды в ОУ.
2. Физкультурно-оздоровительные
Развитие физических качеств, двигательной активности; становление физической культуры школьников; урок физической культуры; физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
3.Образовательные
Учет возрастных особенностей познавательной деятельности детей; оптимальный уровень трудности обучения; вариативность методов и форм; оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок; обучение в малых группах; наглядность и другие формы предоставления информации; культивирование у учащихся знаний по вопросам здоровьям.
4. Социально- психологические
Сохранение и приумножение социально-психологического здоровья; создание эмоционально благоприятной атмосферы; формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успепха»).
5. Экологические
Воспитывать у школьников любовь к природе; приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии; укрепление духовно-нравственного здоровья учащихся.
Сберегающая направленность физической культуры
Оздоровительная.
Образовательная.
Воспитательная .
Образовательная направленность
использование программы физической культуры по освоению двигательных умений и навыков под редакцией Ляха и Матвеева;
обучение по темам: Лёгкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, футбол, гимнастика, плавание.
использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств.
Оздоровительная направленность
Составление плана физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья детей данной группы (класса), требований Сан ПиНа, и конкретной диагностики каждого ребенка.
Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования.
Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма.
Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций (распределение школьников на медицинские группы: основная, подготовительная, специальная).
Воспитательная направленность
Учет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным особенностям;
создание эмоционально- положительного фона в обучении и общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);
стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;
развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);
получение знаний в различных видах спортивной деятельности.
Средства здоровьесберегающих технологий
Двигательная активность (физкультминутки, подвижные игры, разновидности гимнастики, (само)массаж).
Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии, ароматерапию )
Гигиенические факторы ( нормы СанПин, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений, режим питания и сна, навыки оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах).
Организация учебной деятельности на уроке физкультуры
Строгие дозированные физические нагрузки;
использование методики чередования; интенсивности и релаксации в обучении
Использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
Учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
Построение урока с учётом динамичности учащихся ,их работоспособности;
Соблюдение гигиенических требований;
Благоприятный эмоциональный настрой;
Создание комфортности
Оздоровительные моменты
Дыхательные упражнения
Сочетание нагрузки с восстановлением
Закаливающее влияние уроков на свежем воздухе
Приёмы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы
- валеологическое просвещение учащихся и их родителей;
- проведение нетрадиционных уроков;
- применение современных средств физического воспитания;
- комбинирование методов физического воспитания.
- ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.
Проверка уровня функциональной готовности
Индекс Рюффье . Измеряют пульс в положении сидя (Р1), затем спортсмен выполняет 30 глубоких приседаний в течение 30 с. После этого подсчитывают пульс стоя (Р2), а затем — через 1 мин отдыха (P3).
Оценка индекса производится по формуле:
I = ((P1 + P2 + P3) – 200) / 10
Индекс оценивается: 15 — неудовлетворительно.
Оценка уровня здоровья. Уровень здоровья вычисляется по формуле:
УЗ=0,011(ЧП)+0,014(САД)+0,008(ДАД)+0,014(В)+0,009(МТ)-0,009(Р)-0,27, где УЗ- уровень здоровья; ЧП- частота пульса; САД- систолическое давление; ДАД- диастолическое давление; В-возраст; МТ-масса тела; Р- рост.
Таблица результатов оценки уровня здоровья:
Уровень здоровья
Оценка результатов
2,6и менее
Отлично
2,61-2,86
Хорошо
2,86-3,10
Удовлетворительно
3,10 и более
Неудовлетворительно
УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ 5 класс
Таблица нормативов ГТО для школьников 11-12 лет
Разностороннее использование физической культуры
Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры могут быть использованы на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.
Такой активный отдых призван решать целый ряд задач:
предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;
устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;
устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.
Алгоритм здоровьесберегающей деятельности урока физкультуры
своевременность и правильность постановки задач в освоении здорового образа жизни; учет нагрузки, исходя их возрастных особенностей и работоспособности обучающихся;
умение правильно планировать и сочетать компетентности в обучении;
оптимальность распределения учебного материала по мере его освоения;
использование наиболее приемлемых методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью обучающихся;
создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в процессе обучения;
квалифицированное медицинское сопровождение;
моделирование и апробации исследовательской работы по здоровьесбережению в области образования;
воспитание у обучающихся потребности в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании в области здорового образа жизни;
создание оздоровительных и консультативных центров здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях;
систематическая работа с родителями, коллегами по данному вопросу
Результативность
1. Повышение успеваемости по предмету.
2. Рост физической подготовленности.
3. Мотивация к соблюдению здорового образа жизни.
4. Повышение динамики состояния здоровья учащихся
«Освобожденных от физкультуры быть не должно, каждый ребенок должен заниматься, исходя из своих возможностей и состояния здоровья».