СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии»

Здоровьесберагающие технологии на уроках и во внеурочное время

Здоровьесберагающие технологии на уроках и во внеурочное время

 Проблема сегодняшнего семинара подтверждается словами нашего президента- Путина Владимира Владимировича о том , что сохранения здоровья школьников на сегодняшний день – наша первостепенная задача

Проблема сегодняшнего семинара подтверждается словами нашего президента- Путина Владимира Владимировича о том , что сохранения здоровья школьников на сегодняшний день наша первостепенная задача

« Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».  Н.М.Амосов

« Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

Н.М.Амосов

«Здоровье - не все , но всё без здоровья –ничто»    (Древнегреческий философ Сократ)

«Здоровье - не все , но всё без здоровья –ничто»

(Древнегреческий философ Сократ)

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.
  • В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.
Здоровье состоит из нескольких компонентов: Соматическое   – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания. Физическое   – уровень роста и развития органов и систем организма. Психическое   – состояние психической сферы, душевного комфорта. Нравственное   – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.

Здоровье состоит из нескольких компонентов:

  • Соматическое   – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
  • Физическое   – уровень роста и развития органов и систем организма.
  • Психическое   – состояние психической сферы, душевного комфорта.
  • Нравственное   – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.
Ребенка можно назвать здоровым, если он : В  физическом плане   – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме; В интеллектуальном плане   – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; В нравственном плане  – честен, самокритичен, эмпатичен; В социальном плане  – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Ребенка можно назвать здоровым, если он :

  • В физическом плане   – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  • В интеллектуальном плане   – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • В нравственном плане  – честен, самокритичен, эмпатичен;
  • В социальном плане  – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
 Институт  возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы: а ) внешние факторы  (за пределами образовательного учреждения): экология; семья и микроклимат в ней; круг общения, вредные привычки; питание; здоровый образ жизни. б) внутренние факторы  (в самом образовательном учреждении): организация учебного процесса, методика организации урока; организация и реализация воспитательного процесса; двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время; создание условий психологического комфорта; (слайд) организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении; организация питания; соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Институт  возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:

а ) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

  • экология;
  • семья и микроклимат в ней;
  • круг общения, вредные привычки;
  • питание;
  • здоровый образ жизни.

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

  • организация учебного процесса, методика организации урока;
  • организация и реализация воспитательного процесса;
  • двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
  • создание условий психологического комфорта; (слайд)
  • организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
  • организация питания;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм.
 Сила  влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют: комплексно и системно; длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно). Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Сила  влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

  • комплексно и системно;
  • длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

 Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель , так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.  Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей  педагогических технологий являются здоровьесберегающие.

Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель , так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей  педагогических технологий являются здоровьесберегающие.

Здоровьесберегающие технологии- это совокупность приемов и методов организации учебно - воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии- это совокупность приемов и методов организации учебно - воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся.

Цели и задачи Цель : здоровьесберегающих технологий обучение- обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания , умения навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Цели и задачи

  • Цель : здоровьесберегающих технологий обучение- обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания , умения навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи: обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе; снижение уровня заболеваемости  учащихся; сохранение работоспособности на уроках; формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизн и;
  • Задачи:
  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости  учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизн и;
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям: почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения; что? – отбор и структура содержания; как? – оптимальная организация учебного процесса;   с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения; кто? – реальный уровень квалификации учителя; так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:

  • почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;
  • что? – отбор и структура содержания;
  • как? – оптимальная организация учебного процесса; 
  • с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;
  • кто? – реальный уровень квалификации учителя;
  • так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
Использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния  учащихся.  Известно, что  школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся. Так каким же должен быть современный урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?  Урок, где происходит:   снижение утомления школьников, создание благоприятного психологического климата, обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения, выполнение санитарно-гигиенических условий.

Использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния  учащихся.

Известно, что  школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть современный урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

Урок, где происходит:

  •   снижение утомления школьников,
  • создание благоприятного психологического климата,
  • обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения,
  • выполнение санитарно-гигиенических условий.
Педагогические здоровьесберегающие технологии, используемые в МАОУ СОШ № 7   Технологии сохранения и стимулирования здоровья :  - динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная), гимнастика -динамическая, корригирующая, ортопедическая. Технологии обучения здоровому образу жизни: - физкультурные занятия, проблемно-игровые, игротренинги, игро- терапия, коммуникативные игры, серия занятий «Уроки здоровья». Коррекционные технологии: - Арт-терапия. - Сказкотерапия. - Технологии воздействия цветом. -Музыкотерапия.

Педагогические здоровьесберегающие технологии, используемые в МАОУ СОШ № 7

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья : - динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная), гимнастика -динамическая, корригирующая, ортопедическая.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни:
  • - физкультурные занятия, проблемно-игровые, игротренинги, игро- терапия, коммуникативные игры, серия занятий «Уроки здоровья».
  • Коррекционные технологии:
  • - Арт-терапия.
  • - Сказкотерапия.
  • - Технологии воздействия цветом.
  • -Музыкотерапия.

Технология психологического сопровождения

Разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Личностно-ориентированные технологии

  Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести:

  • технологии проектной деятельности,
  • дифференцированного обучения,
  • обучения в сотрудничестве,
  • разнообразные игровые технологии.
Технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”) . Занятия проводятся в режиме смены динамических поз.  Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.

Технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”) .

Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.

Формы организации здоровьесберегающей работы на уроке

Урок физкультуры

Самомассаж

3 раза в неделю в спортивном зале или на свежем воздухе.

  Проводятся в соответствии с программой, в хорошо проветриваемом помещении

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. На любом уроке

Пальчиковая гимнастика

Дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Гимнастика для глаз

Дыхательная гимнастика

Ежедневно на любом уроке.

Проводится со всеми детьми, особенно для детей с речевыми проблемами.

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, на любом уроке.

Корригирующая гимнастика

Используется наглядный материал

 

Ежедневно по 3-5 минут на любом уроке

Релаксация

Учитель дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа.

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Подвижные и спортивные игры

На любом уроке

Используется спокойная классическая музыка или звуки природы.

Как часть физкультурного занятия; на прогулке ГПД. 

Динамические паузы

Игры подбираются в соответствии с возрастом детей.

Во время занятий, от 2 до 5 минут по мере утомляемости детей на уроке

 

Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др.

 

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у учащихся происходит: - Улучшение памяти, внимания, мышления; - повышение способности к произвольному контролю; - Улучшение общего эмоционального состояния; - Повышается работоспособность, уверенность в себе; - Стимулируются двигательные функции; - Снижается утомляемость; - Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; - Стимулируется речевая функция

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у учащихся происходит:

- Улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- Улучшение общего эмоционального состояния;

- Повышается работоспособность, уверенность в себе;

- Стимулируются двигательные функции;

- Снижается утомляемость;

- Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- Стимулируется речевая функция

 Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся ведется  и во внеурочное время.    Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе: проведение ежегодной диспансеризации  обучающихся; учет санитарно-гигиенических  требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы; обязательные  физкультминутки на уроках ; нормализация учебной нагрузки учащихся; организация горячего питания; введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры; применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся ведется  и во внеурочное время.  

Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:

  • проведение ежегодной диспансеризации  обучающихся;
  • учет санитарно-гигиенических  требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;
  • обязательные физкультминутки на уроках ;
  • нормализация учебной нагрузки учащихся;
  • организация горячего питания;
  • введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;
  • применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
 В конце своего выступления еще раз хочется сказать , что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать  приоритетной функцией образовательного учреждения и каждого педагога в отдельности. Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в УВП – задача особой важности для педагогического коллектива школы. Задача нашего образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.

В конце своего выступления еще раз хочется сказать , что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать  приоритетной функцией образовательного учреждения и каждого педагога в отдельности.

Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в УВП – задача особой важности для педагогического коллектива школы. Задача нашего образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход

при обучении и воспитании.

Разрешите закончить свое выступление стихотворением Баевой З.И.  «Дайте детству состоятся !» Дайте детству наиграться Вдоволь, досыта, не в кратце, Дайте дождиком умыться, Дайте, как цветку раскрыться. Не травите детство спором, Не нудите разговором, Не давите злом и страхом, Не бросайте слов с размаху. Душу детскую щадите, Пуще глаза берегите, Зря за шалость не корите Ни родитель, ни учитель. Развивая детский разум, Не влезайте в дебри сразу. Детства дни не торопите, Детству солнце подарите. Дайте детству наиграться, Насмеятся, наскакаться, Дайте радостно проснуться, Дайте в ласку окунуться. Дайте детству удержаться, Дайте верой надышаться, Дайте в рост ему подняться, Дайте детству состояться!

Разрешите закончить свое выступление стихотворением Баевой З.И.

«Дайте детству состоятся

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта, не в кратце,

Дайте дождиком умыться,

Дайте, как цветку раскрыться.

Не травите детство спором,

Не нудите разговором,

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите,

Зря за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель.

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу.

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

Дайте детству наиграться,

Насмеятся, наскакаться,

Дайте радостно проснуться,

Дайте в ласку окунуться.

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться!