СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Психогимнастика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов), упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)

Просмотр содержимого документа
««Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Психогимнастика»»

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Психогимнастика»

Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов), упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)

Психогимнастика для детей представляет собой вид деятельности, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройства психики. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения..

Задачи психогимнастики:

  • дети тренируют психомоторные функции;

  • воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;

  • избавляются от эмоционального напряжения;

  • в детях развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.

Психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов – еще одно условие. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаются физическими действиями. А с помощью комментариев, к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей.

Игровые психогимнастические упражнения доставляют дошкольникам массу удовольствия: развивают фантазию, поднимают настроение, проявляют детские артистичные способности. Во время занятий с детьми психогимнастикой, все дети успешны, т.к. правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ, при этом каждый делает по-своему, как может. У всех воспитанников возникают мышечные ощущения и эмоции, каждый ребенок может уловить их и научиться произвольно реагировать. Дети не могут полностью осознавать все свои ощущения. Да это и не обязательно. Достаточно сосредоточить внимание хотя бы на одном своем ощущении или сравнить пару ощущений.

Структура психогимнастики:

  • Мимические и пантомимические этюды

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Здесь мы знакомимся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

  • Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. На данном этапе отрабатываются детьми модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Происходит закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Осуществляется гармонизация личности ребенка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

  • Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

  • Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли мы разыгрываем с детьми в парах со сменой ролей.

Упражнения,

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Мы срываем цветы»:

Дети в группе наклоняются – «срывают» цветы – и вдыхают их запах (глубокий вдох и сильный быстрый выдох). Потом повторяют это действие еще несколько раз.

Упражнение «Пузырик»:

Ребенок делает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2-3 раза.

Упражнения, направленные на развитие координации движений:

Упражнение «Ходьба»:

Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения.

– Мы проверили осанку (дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята).

– И свели лопатки (дети отводят плечи назад).

– Мы ходим на носках (дети идут на носочках).

– Мы идем на пятках (идут на пятках).

– Мы идем как все ребята (шагают маршеобразно).

– И как мишка косолапый (идут размашисто, вразвалку).

Упражнение «Прогулка в лес»:

Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения.

– Перешагиваем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен).

– Перепрыгиваем через лужу (прыжки на 2 ногах).

– Посмотрите. Какая красота! Выразим восхищение: О-о-о!

– Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (легкий выдох с округлением губ, имитация сильного ветра и ветра во время бури).

– Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик нашли (дети наклоняются вниз).

– Теперь пойдем домой. Снова шагаем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен). Бежим по узкой тропинке (бег на месте). Мы дома.

Упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции:

Упражнение «Конфета»:

У ребенка в руках воображаемая коробка с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят его, потом разворачивают бумажки и кладут в рот. По лицам детей видно, что угощение вкусное (улыбка).

Игра «Животные»:

Педагог называет животного (заяц, волк, лиса, медведь и др.), а дети изображают его движением, мимикой и жестами.

Упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов:

Игра с песком:

Дети набирают в руку воображаемый песок, сжимают в кулак, «чтобы не высыпалось ни песчинки», затем потихоньку высыпают песок на колени. Стряхивают последние песчинки с кистей, опускают расслабленные руки.

Игра с муравьём:

Дети представляют, что на пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Необходимо с силой натянуть носки ног на себя, ноги напряжены (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Затем сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются, отдыхают.