Здоровьесбережение как важнейший показатель благополучия будущих рабочих кадров в сфере торговли и общественного питания
«Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут».
В современной социально-экономической ситуации первостепенное значение приобретает социально-психологическое и физическое развитие личности. Сегодня основная цель системы образования России - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления. В соответствии с этим изменилась и цель физической культуры как учебной дисциплины: всем обучающимся по возможности развивать и реализовывать свой физический, душевный и общественный потенциал, формировать и укреплять навыки физического самовоспитания.Поэтому мое педагогическое кредо «Здоровьесбережение как важнейший показатель благополучия будущих рабочих сферы торговли и общественного питания», отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее, так как от уровня здоровья современной молодежи уже в ближайшее пятилетие будут зависеть кадровые, а так же интеллектуальные возможности российского государства.
Актуальной эту проблему делает и низкое физическое состояние здоровья подростков,устойчивые тенденции роста заболеваемости, которые связанысо становлением личности ребенка в социальном плане и формированием взрослых стереотипов его поведения. Особую тревогу вызывает и тот факт, что в настоящее время для молодежи характерно снижение двигательной активности, что подтверждают данные научных исследований, проводимых Комитетом по физической культуре и спорту РФ. Этот факт не может не беспокоить меня и как преподавателя физической культуры и как человека, поскольку профессиональное обучение, физическое самосовершенствование и творческое развитие - вот три составляющих подготовки конкурентоспособных рабочих кадров сферы услуг.
В связи с этим приоритетной становится задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся во время учебного процесса, а так же повышение их положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством их активного вовлечения во внеклассную и секционную работу.
Для разнообразия формпроведения уроков физической культуры необходимо использовать такие методы как: групповой, фронтальный, поточный, отдавая предпочтение игровым методам и методу круговой тренировки с введением обязательных элементов аэробики и каланетики, так как они наиболее эффективны для развития основных двигательных качеств обучающихся.Анализ опыта работы показал, что уроки физической культуры, направленные на развитие личности, должны содержать три тематических блока, которые обеспечивают формирование ключевых компетентностей: первый блок содержит материал для изучения культурно-исторических основ знаний, медико-биологическихи основ безопасности жизнедеятельности; второй блок включает в себя двигательные умения и навыки, которые формируют у обучающихся коммуникативную компетентность; третий блок представляет собой оценку знаний, умений и практического опыта.
Поэтому и тема моего выступления «Спортивные игры. Волейбол» была выбрана не случайно, поскольку это – один из самых распространенных и доступных видов спорта, который является отличным средством приобщения молодежи к систематическим занятиям физической культурой. Игра в волейбол способствует развитию морально-волевых качеств, помогает вырабатывать жизненно важные физические качества подростка, такие как: сила, выносливость, быстрота реакции, координация движений, а также укрепляет его дыхательную, сердечнососудистую и мышечную системы, снимает умственную усталость.Как командный вид спорта, волейбол формирует умение подчинять свои действия интересам команды, вырабатывает лидерские качества, чувство партнерства, взаимопомощи и поддержки. Кроме этого волейбол имеет большое агитационное значение, так как эта игра интересна не только для участников, но и для зрителей, и таким образом воспитывает у них стремление стать сильными, ловкими. Актуальной эту тему делает и недостаточное количество детских юношеских спортивных секций по волейболу в городе и области.Считаю, важным элементом обучения и личный пример. Активно занимаюсь волейболом всю жизнь. И сейчас продолжаю участвовать в областных соревнованиях, первенстве города по волейболу. Кроме того, перспективным вижу и активное использование современных информационных технологий на уроках физической культуры, цель которых усиление интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе.
Хорошимпомощником в моих начинаниях являются профессиональные Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, которые позволили мне, за счет введения третьего часа физической культуры, увеличить количество часов на эту тему и добиться, с учетом моего стажа работы, хороших спортивных результатов в областных соревнованиях по волейболу среди девушек.
Применение здоровьесберегающих педагогических технологийна уроке позволяет достигнуть основной цели: обучение технике верхней передачи мяча двумя руками.Намеченные три единые задачи были решены полностью, учебный материал выполнялся осознанно, от простого к более сложному, но доступному для данного возраста. Двигательные качества развивались комплексно. Выполнение упражнений под музыкальное сопровождение способствовало повышению эмоционального фона и дало возможность привить чувство ритма и красоты движений.
В качестве основных методов обучения неслучайно выбраны: соревновательный, фронтальный, групповой и поточный. Соревновательный - позволил мне создать территорию успеха каждого обучающегося; фронтальный - обеспечил наглядность демонстрации, применяемых мною приемов; поточный – способствовал формированию необходимых умений, а групповой – отработке приобретенных навыков. Восновной части урока были реализованы следующие дидактические принципы: наглядности, доступности, последовательности, сознательности, индивидуального подхода к занимающимся.
Таким образом, уроки физической культуры, на которых изучается спортивная игра волейбол, повышают мотивацию к занятиям, стремление к здоровому образу жизни, пробуждают интерес к самосовершенствованию. Кроме того формируются компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, происходит овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями, расширяется двигательный опыт, приобретается адекватная самооценка личности, нравственное самосознание, мировоззрение, коллективизм, развивается целеустремлённость, уверенность, выдержка и самообладание.