И.Ю. Мезенцева, педагог-психолог, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шахунский колледж аграрной индустрии», Нижегородская область, г. Шахунья, ул. Тургенева, д.17 «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ» (методическая разработка профилактического мероприятия) Аннотация
Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного общества. Здоровье подрастающего поколения является приоритетом нации. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности. Социологические опросы свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей постоянно находится в центре внимания общественности. По данным Минздрава России только 5% выпускников образовательных организаций сегодня являются практически здоровыми.
Противостоять этому можно только одним способом: сохраняя и укрепляя психические и физические потенциалы, воспитывая духовно-нравственное здоровье молодежи.
Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения обучающихся в двигательную деятельность, заполнения свободного времени обучающихся занятиями, физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения от вредных привычек и тем самым является профилактической мерой.
На сегодняшний день существует объективная необходимость целенаправленного формирования у молодых людей образа жизни, направленного на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих, отказа от вредных привычек.
Решить данную проблему в системе профессионального образования возможно на основе комплексного подхода, ориентированного на воспитание и развитие личности при грамотном воздействии на все сферы ее сознания – познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентационную и деятельностную. Важно, чтобы в итоге такого воздействия у личности сформировалась новая компетенция – ответственность за свое здоровье и здоровье других людей.
Роль колледжа состоит в приобщении студентов к ценностям физической культуры и здорового образа жизни, внедрении активной оздоровительной, профилактической работы.
Опыт профилактической работы в Шахунском колледже показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям обучающихся, но и сохранению и укреплению их здоровья.
Для популяризации здорового образа жизни среди подрастающего поколения в образовательных организациях городского округа г. Шахунья регулярно проводятся Дни здоровья, в которых наш колледж всегда принимает активное участие.
В марте 2021 учебного года в колледже прошла Неделя здоровья.
Неделя здоровья прошла на позитивной волне и включала в себя разные формы деятельности: проведение спортивных и интеллектуальных конкурсов, викторин. Все группы были активными участниками тематической акции.
Завершающим этапом недели стало открытое мероприятие «Здоровое поколение – здоровое будущее».
Цель акции: пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся ГБПОУ «Шахунский колледж аграрной индустрии».
Задачи:
- способствовать сохранению физического и духовного здоровья обучающихся через формирование у них стремления к здоровому образу жизни;
- активизировать внимание ребят о важности здоровья в жизни человека;
- развивать творческие способности, навыки публичного выступления;
- мотивировать к ведению активной двигательной активности;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Методы: беседа, рассказ, визуализация, игровой метод
Участники: студенты 1 курса (15, 16, 110, 160, 170)
Перечень оборудования и оформления: компьютер, проектор, фотоаппарат, информационный стенд, мультимедийная установка, компьютерная презентация, видеоролики, музыкальное сопровождение, цветные стикеры, бланки анкет
Сценарный план:
Педагог - психолог: Добрый день дорогие ребята, уважаемые коллеги!!!
Мы рады вас приветствовать в нашем зале.
Сегодня мы проводим мероприятие «Здоровое поколение – здоровое будущее».
Социальный педагог: Ребята, как вы считаете, какой смысл заключен в выражении «Здоровое поколение – здоровое будущее»? (ответы)
Наша общая цель пропагандировать здоровый образ жизни, пробудить в вас устойчивую мотивацию к позитивным жизненным ценностям.
Педагог - психолог: Помогут нам провести мероприятие студенты 2, 3 курса Бехтерев Андрей, Юдинцева Анна, Шаманин Сергей, Пучиничева Алла, Иванова Анастасия, Смирнова Елена, Глушкова Наталия, Сидельникова Олеся, Сидельникова Алена, Румянцева Елена, Жалнов Александр, Кузнецов Дмитрий и Межевой Константин, которые будут работать с ребятами 1 курса (представление групп).
Приветствуем команды:
Группа № 15 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка».
Группа № 16 «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».
Группа № 110 «Механизация сельского хозяйства».
Группа № 160 «Технология продукции общественного питания»,
Группа № 170 «Информационные системы и программирование»
Социальный педагог: слово предоставляется нашим ведущим.
В 1: Здравствуйте, ребята! Я говорю вам «Здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!
В 2: В разных странах люди по-разному приветствуют друг друга.
- Эскимосы потирают свой нос о нос друга.
- Японцы делают поклоны.
- Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, а левую руку они закладывают за ухо и при этом еще высовывают язык.
В 1: Ребята, как это делают в нашей стране?
Всё правильно! Пожимают руки друг другу, говорят «привет» или «здравствуйте»
В 2: Задумывались ли вы когда - нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (ответы)
В 1: Слово здоровье возникло позже в русском языке, первоначальное звучание слова «здоровье» было слово здравие, что означало здоровье.
Здоровье для человека - одна из главных ценностей. Ведь не зря, известный русский физиолог Иван Петрович Павлов сказал: «Здоровье – это бесценный дар, он дан, увы, не навечно, его надо беречь!».
В 2: Что же вложено в само определение слова «здоровье?»
Вывести нам это определение поможет игра «Ассоциации» (задания по группам).
- Каждой группе в течение 1 минуты необходимо записать как можно больше слов, которые ассоциируются со словом здоровье (всего листов 6).
во время выполнения задания звучит легкая музыка.
В 1: Время закончилось. Сейчас представитель от каждой команды выходит, зачитывает слова и прикрепляет лист на доску. Слово предоставляется группе №15, №16, №110, №160, №170.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
В 2: Что же такое здоровье? Давайте обратимся к слайду.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой.
В 1: Существует несколько видов здоровья. Рассмотрим физическое здоровье.
Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.
Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.
А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?
В 2: Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.
Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.
Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
В 1: Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т. е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.
Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации.
В 2: Итак, мы познакомили вас с тем, что такое здоровье, и какие его виды существуют. А теперь ребята проведут игру «Верю - не верю»,
В 3: Каждой группе будет задано по одному вопросу. Дослушав вопрос до конца, вы отвечаете на него. Если согласны с утверждением, коллективно говорите «да», если не согласны, говорите «нет». За правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопрос группе №15
2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)
Вопрос группе №16
3. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
Вопрос группе №110
4. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
Вопрос группе №160
5. Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день (да)
Вопрос группе №170
6.Правда ли, что питьё ледяной воды в жаркий день способствует закаливанию? (нет)
Молодцы! (подведение итогов)
В 4: Ребята как вы считаете, что способствует сохранению и укреплению здоровья? (ответы сопровождаются слайдами презентации)
В 3: Как Вы думаете, что происходит в нашем организме, когда мы делаем зарядку? (ответы)
Во время физической нагрузки наши мышцы работают напряженнее, поэтому им нужно больше кислорода. Сердце, которое работает бесперебойно, вынуждено перекачивать кровь сильнее и быстрее, чтобы доставить больше кислорода мышцам. Если Вы ежедневно занимаетесь зарядкой, ваше сердце становится сильнее.
"Физическая активность - ключевой компонент сохранения здоровья, и нам нужно приложить все усилия, чтобы не высиживать или вылеживать свои болезни, а самостоятельно их предупреждать с помощью приятной зарядки", - утверждает специалист в области исследования рака профессор Кен Фокс.
Спортивные упражнения позволяют поддерживать общий тонус организма и уменьшают опасность развития сердечнососудистых заболеваний. А по мнению ученых Бристольского университета, даже простейший комплекс, рассчитанный на 15 минут, сокращает риск заболевания раком желудка, молочной железы, лёгких.
В 4: Сейчас проведем небольшое соревнование. Приглашаем по одному участнику из каждой группы на сцену.
Задание 1. «Надуй воздушный шарик».
За 1 минуту вам нужно надуть воздушный шарик. Побеждает представитель команды, надувший шар большего объема.
(звучит музыка)
Задание 2. «Проговорить скороговорку»
Как на горке на пригорке, стоят тридцать три Егорки...
Для этого вам нужно набрать в легкие как можно больше воздуха и считать: «Раз Егорка, два Егорка…» пока хватает дыхания. Побеждает представитель, произнесший большее количество «Егорок».
Задание3. «Воинское приветствие!»
Нужно отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!», хлопнуть в ладоши, поменять руки. Побеждает представитель, который безошибочно выполнит задание.
Молодцы! Садимся на места.
(подведение итогов конкурса)
В 3: Речь шла о физической активности и её пользе на организм, а сейчас поговорим о правильном питании.
В 1: Питание является одним из важнейших условий жизнедеятельности человека. Правильная организация питания позволяет поддерживать и укреплять здоровье, а его нарушение ведёт к возникновению многих заболеваний. Великий писатель Л.Н. Толстой однажды сказал: «Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они и не знали бы болезней, и им легче было бы управлять своей душой и телом».
В 2: Существуют определенные правила для здорового питания.
Строго соблюдать ритм приема пищи.
Отучаться насыщаться пищей до предела.
Пищу надо есть с удовольствием и вниманием, не спеша прожевывать и чувствовать вкус.
Перед едой надо вымыть руки с мылом.
Есть надо продукты, полезные для здоровья.
Сладости можно есть только после еды.
В 1: Также есть ещё несколько факторов здорового образа жизни. Такие как: водные процедуры и закаливание, правильное распределение режима дня, сон и отдых, личная гигиена, наследственность, окружающая среда, медицина.
В 2: Мы познакомили вас с компонентами здорового образа жизни, давайте вспомним, какие есть выражения о здоровье.
В 1: А теперь с болельщиками проведём «Игру в пословицы», вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Ведущий называет начало пословицы, вам нужно ее закончить.
В здоровом теле... здоровый дух;
Здоровье... дороже золота;
Здоровье... за деньги не купишь;
Существуют тысячи болезней… здоровье только одно;
Здоровому каждый день... праздник;
Лучше дышать свежим воздухом, чем... пить лекарство.
Поблагодарим наших болельщиков бурными аплодисментами.
(подведение итогов игры с болельщиками)
В 2: Переходим к интеллектуально-развлекательной игре.
Командам будет заданы вопросы, касающиеся здорового образа жизни (ЗОЖ). За правильный ответ — 1 балл.
Победит та команда, которая ответит правильно на большее количество вопросов. Время выполнения 10 мин.
Пока наши команды работают, мы предлагаем вам посмотреть видеоролик о здоровом образе жизни.
Вопросы викторины:
Что на свете дороже всего?
Сочный съедобный плод садовых деревьев.
Сколько колец в символе Олимпийских игр?
Какая ягода бывает чёрной, красной, белой?
Спортивный вид, называемый «королевой спорта»
Орган вкуса.
Какое растение «от семи недуг»?
Люди, не употребляющие пищу животного происхождения. 9.
Спортивный переходящий приз.
Какое лекарственное животное рекламирует Дуремар в сказке А. Толстого?
Физическая или нравственная стойкость, выносливость
Главный командный пункт человеческого организма
Наше тело состоит из клеток
Какой ценный продукт даёт человеку пчела?
Она является залогом здоровья
Живой мотор, приводящий в движение кровь человека
На квадратиках доски короли свели полки — игра
Уже есть вакцина против СПИДа и ВИЧ-инфекции
Синдром приобретённого иммунодефицита
Ковёр для борьбы дзюдо
Время закончилось, пора подвести итоги игры.
(подведение итогов игры)
В 3: Пришло время проверить домашнее задание. Команды выступают в порядке жеребьевки.
Ребята, вы хорошо справились с домашним заданием, проявили смекалку, находчивость и творческие способности. Пришло время подвести итоги мероприятия.
(подведение итогов мероприятия)
В 4: Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека. Всем нам присуще желание быть здоровым и крепким, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
В 3: Будет наша страна здорова или нет зависит от нас с вами, от каждого из нас. И у каждого из нас всегда есть выбор, главное не ошибиться!
В 4: Мы говорим спасибо всем, кто принял участие в нашем агитмарафоне, мы верим, что сегодня каждый из вас задумался о своем здоровье и что каждый из вас обязательно сделает свой правильный выбор.
В 3: мы хотим закончить наше выступление показательным танцем агитбригады
В 4: Надеюсь что сегодняшнее мероприятие не прошло даром и вы многое подчерпнули из него. Ведь здоровье - всему голова. Так что будьте здоровы!
До новых встреч!
Подведение итогов. Рефлексия
Педагог - психолог: Мы благодарим всех участников мероприятия, болельщиков, и хотим задать вам несколько вопросов.
- Вам понравилось мероприятие? (ответы)
- Что вам больше запомнилось? (ответы)
- Ваши пожелания (ответы)
Социальный педагог: Не растрачивайте понапрасну самое главное богатство - свое здоровье. Оно необходимо вам. Так же как и свою честь, его надо беречь смолоду. Будьте здоровы!
Педагог - психолог: По традиции предлагаем участникам мероприятия проголосовать цветными стикерами.
(студенты выражают свое мнение: желтый – понравилось, красный – не понравилось, белый – оставило равнодушным).
На выходе участники мероприятия заполняют анкету удовлетворенности воспитательным мероприятием.
Социальный педагог: Благодарим всех участников мероприятия!
Список использованной литературы:
1. Гончарук С.В.: Активный образ жизни и здоровье студента. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011
2. Данакин Н.С.: Совершенствование управления формированием здорового образа жизни учащейся молодежи. - Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011
3. Пахомова Л.Э.: Физическая культура и здоровье студентов. - Белгород: БелГУ, 2010
4. Ткачев В.И.: Физическая культура и спорт как факторы ориентации студентов на здоровый образ жизни. - Белгород: ПринтМастер, 2009
5. Ильинич В.И.: Физическая культура студента и жизнь. - М.: Гардарики, 2008
6. Ирхин В.Н.: Формирование культуры здоровья школьников на уроках. - Белгород: Политерра, 2008
7. Кучма, В.Р.: Гигиена детей и подростков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008
11