Конспект прогулки в средней группе «Здравствуй, осень золотая!»
Наблюдение: О сезонных изменениях в природе с приходом осени.
Цель: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
Задачи:
Образовательная:
• учить детей наблюдать за погодой;
• учить называть сезонные изменения в природе;
• закрепить знания детей о труде взрослых осенью;
• приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.
Развивающая:
• развивать наблюдательность;
• развивать игровые умения и навыки;
• развивать речевые навыки;
• развивать умение работать в коллективе;
• развивать подвижность.
Воспитательная:
• воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
• воспитывать умение дружно играть.
Оборудование и материалы: осенние листочки: берёзы, клёна, рябины, изготовленные заранее кормушки для птиц, Лесовик, корзина с яблоками, маски: Совы, птиц, мыши, дупло из картона, аудиозапись для музыкального сопровождения, лейка с водой для эксперимента, мячи.
Методические приёмы:
• художественное слово, загадка,
• дидактическая игра,
• наблюдение,
• экспериментирование,
• наблюдение,
• трудовая деятельность,
• игры различной подвижности,
• индивидуальная работа по развитию движений.
Предварительная работа:
• загадывание загадок;
• чтение художественной литературы;
• беседы об осени;
• спортивные игры и физические упражнения.
Место проведения: участок для прогулок.
Ход
Воспитатель: Ребята давайте, приветствуем друг, другу.
Приветствие. Дети стоят в кругу.
Доброе утро! улыбчивым лицам.
Доброе утро! Солнцу и птицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Как такое время года зовётся? (осень)
Воспитатель: Да, это осень.
Художественное слово:
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны-темны ночи.
- А кто из вас расскажет стихотворение об осени. (3 ребенка рассказывают знакомые стихотворения)
Воспитатель:
- Ребята, какие приметы осени, вы знаете? (Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме).
Воспитатель: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. Перелётные птицы улетают на юг.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (ясная). Почему? (ярко светит солнце, нет дождя). Давайте подышим свежим, осенним воздухом.
2. Дыхательное упражнение «Запахи природы»
Нужно представить. Что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами посмотрим, какие деревья растут на нашем участке. Я буду называть дерево, а вы мне показывать, где оно растет. (воспитатель называет деревья, а дети указывают где они растут).
Воспитатель: Давайте теперь с вами проведем опыт.
3. Экспериментальная деятельность «Почему опавшие листья шуршат?»
Цель: показать на примере опыта, почему шуршат сухие листья, развивать интерес к изучению окружающего мира, формировать умение делать выводы
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр? (Осенние опавшие листья). Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят). Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш). А знаете почему опавшие листья шуршат? Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать (намочить часть листьев и «пошуршать»).
4. Игра малой подвижности «Осенние листочки»
Цель: Побуждать детей выполнять движения, согласовывая с текстом; развивать ловкость и координацию движений.
Ход игры: Давайте представим, что мы осенние листочки. Покажем, как они падают на землю. (под спокойную музыку дети выполняют произвольные движения)
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Словно опять закружиться хотят.
Воспитатель: Да, осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад). На нашем участке очень много нападало листьев. Давайте посмотрим, с каких они деревьев.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его на участке).
Ход игры: На столе лежат опавшие листья с деревьев. Показать детям, листики, предложить узнать, с какого дерева
(появляется Лесовик, приносит кормушки для птиц).
Лесовик: Здравствуете ребята. Я, Лесовик, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, развесить кормушки, а я вам помогу собрать осенние листья для гербария, потому, что мне одному не справиться, я уже старенький.
Воспитатель: Ребята, поможем Лесовику? А что это, ребята? (кормушки).
- Для чего они нужны? (для подкормки птиц зимой).
- Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном).
- Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (становится холодно и голодно)
- Как называют таких птиц? (перелётные)
- Как называют тех птиц, которые зимуют с нами? (зимующие)
-Давайте развесим кормушки для птиц.
Трудовая деятельность.
Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы. Учить работать сообща, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание заботиться о птицах.
(развешивание кормушек и собирание листьев для гербарий)
Лесовик: Спасибо ребята, без вашей помощи мне бы не справится, а теперь мне пора идти. До свидание.
(после ухода Лесовика неожиданно находит воспитатель корзинку с яблоками).
Воспитатель: Ребята, здесь корзинка с яблоками интересно от кого она? Да это от Лесовика! Он благодарит нас за помощь и угощает нас осенними яблоками. В группе мы их помоем и съедим.
Воспитатель: Ну что же, ребята, я думаю, мы славно потрудились, собрали красивые, осенние листья, развесили кормушки. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.
Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.
Подвижная игра: «Перелёт птиц»
Цель: Формировать обобщенные представления об осени, как времени года, приспособленности птиц к изменениям в природе, явлениях природы.
Ход игры: На одной стороне участка находятся дети — птицы. На другой стороне — пособия, (лестница и мостик) на которые можно взлететь — это деревья. По сигналу воспитателя «Птицы полетели в теплые края!» - дети, размахивая руками как крыльями, разбегаются по всему участку, на сигнал: «Началась буря!»- птицы летят к возвышенностям (лестница и мостик). Когда воспитатель произносит: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышенностей и продолжают свой полет. Во время игры воспитатель в обязательном порядке страхует детей.
Подвижная игра «Совушка» (маска Совы)
Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Ход игры: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле» дупло из картона) сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д.
Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.
Индивидуальная работа:
«Птички раз! Птички два!» с Варей О, с Сашей Б. Цель: закреплять умение прыгать с одного круга в другой; развивать ловкость.
«Поймай мяч» с Ваней Л, Сашей Ш, . Цель: развивать ловкость, умение ловить мяч двумя руками.
Итог прогулки. Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось.
Самостоятельные игры детей с выносным материалом по интересам, игры с мячом, (выносной материал: кегли, мячи, кольца).