Женское образование в России и как оно влияло на традиционный уклад семьи
Женское образование в России появилось давно – еще в Древней Руси. Например, в Древней Руси появилось первое женское училище в Киеве. Училище было основано при Андреевском монастыре, а инициатором появления училища была Анна Всеволодовна. Случилось это в 1068 году. От древнего училища в Суздале до указа Петра 1 прошло много времени, но он был первым императором (царем тоже), который в 1724 году предписал монахиням обучать грамоте и руководелью девочек, у которых не было родителей, то есть сирот. Затем женское образование в России получило новый этап развития – были построены акушерские школы, в которых работали приглашенные учителя и гувернантки. Еще одно нововведение в правление женщин – Екатерина 2 учредила Воспитательное общество благородных девиц, которое также называлось Смольным институтом. А еще через год – в 1765 году – открылось Мещанское училище. То есть мы можем судить о том, что в 18 веке количество учебных заведений для женщин росло. В 19 веке при Александре 2 открылись женские школы в губернских городах, которые были похожи на гимназии. А в провинциях создавались училища с 6летним курсом обучения и 2мя разрядами (то есть еще одним 3летним курсов). Изменения были и в литературе. С 1857 года стал выходить петербургский журнал «Русский педагогический весник», который также занимался вопросом женского образования. В 1858 году было открыто Мариинское женское училище – это было первой ступению общественного женского образования. 19 век вообще был веком открытий – с 1860 года женщины могли посещать лекции в университетах, а с 1869 года могли посещать первые высшие курсы специально для женщин. А что касается СССР, то женское образование и вовсе стало нормальным явлением. Было и среднее, и высшее образование, которое могли получить все сегменты общества без цензов. Женщины не только учились теперь, но и преподавали, и совершали открытия, летали в космос.
Группа воспитанниц Смольного института благородных девиц
Женское воспитание и образование – важный фактор культурного развития общества, приобретающий в России особое значение в эпоху перехода от традиционного общества к индустриальному. С конца XVIII века образ патриархальной женщины, замкнутой в семье и домашнем укладе, начинает подвергаться большим изменениям, причем фактором социального переустройства становится женское образование. Переход от традиционных форм культуры и семьи к новым формам культурной жизни приводит к тому, что женщина – первая воспитательница нового поколения – начинает играть непривычные роли, требующие получения ею образования, понимаемого и как воспитание, подготовка к жизни в обществе, и как подготовка к профессиональной деятельности. В изучении женской истории принимают участие специалисты разных направлений – психологи, социологи, экономисты, антропологи, гендерные историки и культурологи. Однако истории культуры принадлежит синтезирующая роль, обобщающая данные всех этих наук. После утверждения советской власти в стране, новая правящая партия весьма активно и радикально преобразовала образовательную систему, в том числе и женскую. Отныне и высшее, и среднее образование было доступно всем, независимо от материального положения (образование стало бесплатным), пола, возраста и т.д. Женщинам и мужчинам были предоставлены равные права. Стоит отметить, что в 1918 году было установлено совместное обучение мальчиков и девочек. В годы Великой Отечественной войны в Москве, Ленинграде и других крупных городах было введено раздельное обучение в средних школах, однако эксперимент был признан неудачным, и с тех пор классы снова стали общими.
В рамках новых преобразований для образования девушек был создан Смольный институт при Воскресном Новодевичьем (Смольном) монастыре в Петербурге. Он получил название «Воспитательное общество благородных девиц». Вместе с созданным здесь же мещанским училищем для девушек недворянского происхождения Смольный должен был «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». По уставу, обучение длилось 12 лет, всего существовало 4 возрастных группы. Девушки изучали русскую словесность, географию, арифметику, историю, иностранные языки, музыку, танцы, рисование, светские манеры и различные виды домоводства. Кроме Смольного, Екатерина поручила открыть учебные заведения во всех губернских городах для детей из аристократических семей.