СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жестокая игра. (Анализ фрагмента из рассказа В. Распутина «Уроки французского»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В.Распутин "Уроки французского". Анализ фрагмента.

Просмотр содержимого документа
«Жестокая игра. (Анализ фрагмента из рассказа В. Распутина «Уроки французского»)»

Жестокая игра.

(Анализ фрагмента из рассказа В. Распутина «Уроки французского»)

Цели: создать условия для обсуждения сложности взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; продолжить работу над формированием умения собирать материал для характеристики героя; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к природе.

Одним из дурных последствий жестокого поступка является то,

что ожесточаются сердца очевидцев.

Ч.Бакстон



-Учитель. Часто можно услышать фразу :» Детство самая счастливая пора» .Но и в детстве есть много проблем . и проблемы эти трудные :ведь человек сталкивается с радостью и болью впервые. И часто забавная игра незаметно переходит в серьезные взрослые проблемы, решать которые приходится самим детям.

-На сегодняшнем уроке рассмотрим фрагмент из рассказа В. Распутина «Уроки французского», который воспроизводит ситуацию ,когда целая группа ребят обижает, унижает ,бьет одного.

-Обратите внимание на поведение всех участников конфликта. Подумайте над вопросами: »Почему конфликт переходит в драку? Можно ли избежать этого?»

- Будем внимательны к слову.

- Прочитайте пейзажную зарисовку со слов «Осень стояла теплая ..до слов «…теперь каждый день после школы…»

-Какие события произошли до этого?

-Как картина природы подчеркивает настроение героя.?

(Тяжело пришлось герою. Он часто голодал., а теперь стал выигрывать деньги и покупать себе кружку молока. Хоть и октябрь на дворе, но тепло и сухо, небо синеет по-летнему, солнце пригревает, трава мягкая и живая…

Настроение у героя радостное и счастливое.)

-Предупреждает ли природа ,что это счастье кратковременное, случайное?

Это счастье кратковременное, как дожди» случайно занесенные из непогодья).

- Какие еще приемы использует для характеристики героя?

-пейзаж, портрет, диалог, речь героя, авторская характеристика, монолог, деталь.

Задание 1-ой группе

Прочитайте диалог. Обратите внимание на речь Вадика. Какие слова он употребляет? Выпишите глаголы в повелительном наклонении. Как это его характеризует?

Загреб-забрал, драть-убегать, вякни- скажи. играй давай, иди отсюда, понюхай…

Эти грубые слова говорят о низком культурном и речевом уровне говорящего.

Задание для 2-ой группы

Выпишите портрет Вадика. Какую деталь в портрете Вадика подчеркивает писатель?

-Злые прищуренные глаза Вадика говорят о его злом, жестоком характере.

Задание для 3-ей группы .»Экскурсия в портретную галерею»(демонстрируются рисунки детей). Расскажите ,удалось ли нашим художникам передать злой и жестокий характер героев :Вадика и Птахи?

-Почему Вадик и Птаха избили героя? Может ли игра на деньги быть честной?

Герой быстро понял ,что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. Когда герой после долгих тренировок добился хороших результатов в этой игре, он не хитрил ,как Вадик, играл честно.

Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает. »Откуда мне было знать тогда , что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех его ненавидит тот, кто идет за ним следом…»

- Кто начал драку?

-Сколько человек участвовало в драке? Как были распределены силы?

-Знал ли герой этого третьего?

- Почему этот кто-то третий ввязался в драку?(Хотел выслужиться перед Вадиком. Поддался общему настроению, царящему в группе : «Как все , так и я».

-Какая разница между глаголами бить-пинать?

-Пинал-боялся в открытую бить, поэтому подло ,предательски бил по ногам.

-Работа с эпиграфом.

-Когда остановилась драка? Какое неписаное правило сработало?

-драка остановилась не сразу , а тогда ,когда герой упал.

Сработало правило: «Лежачего не бьют»

-В современной драке правила соблюдаются?

-Что бывает в ситуации , когда дерущиеся не соблюдают правила?

-Несоблюдение правил ведет к чрезмерной жестокости. Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению, царящему в группе приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том , не принесут ли они страдание другим.

Ответственность. Мы несем ответственность не только за свои поступки, но и какими людьми становимся.

Итог.

-Когда конфликт перерастает в драку? Как избежать этого?

Если потерять контроль над собой.



Если не думать о последствиях.

Конфликт перерастает в драку

Если быть солидарным с более

сильным соперником.



Если «делать как все».



Иногда бывает трудно строить взаимоотношения с другими людьми, определять свое место среди сверстников. Постоянная внутренняя работа, способность к переосмыслению поступков могут помочь удержаться в конфликтных ситуациях от чрезмерной жестокости.

Дома: дать развернутый ответ на вопрос: » Какие самые главные уроки преподала мальчику жизнь?»

1.В. Распутин .» Уроки французского»

2.Розов А.М., Выборнова В.Ю. «Вокруг тебя-мир» Издательство МАИК «Наука»